Гроза, Н. Н. Неведомый избранник [Текст] / Н.Н. Гроза // Культура.-2011.- С.6 -7.
Гроза, Н. Н. Неведомый избранник [Текст] / Н.Н. Гроза // Культура.-2011.- С.6 -7.
Если бы Пушкин решил отомстить за свою физическую гибель, то лучшей мести, чем явление миру Лермонтова, невозможно было и придумать», -пишет в своей статье «Ясновидец», посвященной 175-летию со дня рождения поэта, Лариса Васильева еще в веке ХХ-м.
Лермонтов сегодня… Кто он для нас, «надменных потомков»: пророк, ясновидец века ХГХ-го, мистик, носитель гениального поэтического дара? А может, герой нашего времени? Скорее, герой во времени или вне всякого времени. Что есть время? Время – это царствие не материальное, оно так же незримо и неощутимо, как и мысль, полет которой и воплощение ее в самой реальности -есть тайна.
«Я знал одной лишь думы власть,
Одну – но пламенную страсть…»
– скажет поэт скорее о самом себе.
«В уме своем я создал мир иной,
И образов иных существованье,
Я цепью их связал между собой,
Я дал им вид, но не дал им названья».
Даниил Андреев в своей известной книге «Роза мира» связал «явление миру Лермонтова» с законами, действующими в космическом пространстве: «Духовное зрение, слух и глубинная память, а также дар созерцания космических панорам и дар постижения человеческих душ», – вот чем обладал один из величайших умов века ХГХ-го.
«В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сияньи голубом…»
Эти строки и есть космическое созерцание, ведь так описать Землю можно лишь видя ее оттуда, из глубин Вселенной
А вот еще не менее интересное космическое видение:
Смешались в кучу кони, люди, любовь к поэзии Лермонтова, сразу же вспомнил эти удивительные строки, когда впервые увидел нашу планету с борта космического корабля.
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…
Стоит отметить, что поэт родился спустя два года после Бородинского сражения – в 1814-м. Это сражение вошло в историю как «битва двух гигантов», но находящиеся в эпицентре этого сражения или где-то неподалеку по всем законам физики могли слышать все что угодно: грохот, скрежет, ругань, стоны, но только не протяжный вой всей битвы. Известно, что лермонтовское «Бородино» явилось зерном «Войны и мира» Льва Толстого.
А какая высота продиктовала Лермонтову стихотворение с чувством страха и оглядки, которое читает не одно поколение. Оно так и называется «Предсказание»:
Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь…
Что ни строка, то картина сталинской эпохи времен века ХХ-го, кажется, краски сгущены до степени полной узнаваемости:
И зарево окрасит волны рек,
В тот день явится мощный человек.
И будет все ужасно, мрачно в нем,
Как плащ его с возвышенным челом.
Может, поэт описывает крестьянские волнения 30-х годов века ХГХ-го? Но мысль упорно возвращает нас в до боли знакомый век ХХ-й, и видим мы нашу коллективизацию и железный молот репрессий, и никем не защищенный плач и стон несчастных «врагов народа».
А уж кто таков «мощный человек» – и не спрашивайте, каждый видит своего.
«Поэты не рождаются случайно,
Они летят на землю с высоты,
Неведомые нашему сознанью,
По правилам космической игры».
Это слова из песни легендарного Игоря Талькова, поэта и композитора, погибшего в конце века ХХ-го. Но как же тут не вспомнить крылатые слова А. Вознесенского: «Тираны поэтов не понимают. Когда понимают, тогда убивают». И связующая нить размышлений ведет к словам знаменитойясновидящей XX века – Ванге. Она говорила о том, что вся Земля и вся Вселенная подчиняется строго определенному космическому ритму, нарушение которого ведет к фатальному исходу, за которое впоследствии расплачивается не одно поколение. Предостережение пророчицы кажется несколько туманным. Но это только на первый взгляд. А вот и магия чисел фатального исхода двух веков – ХГХ-го и ХХ-го:
1837 год – год смерти Пушкина.
1841 год – год смерти Лермонтова.
Далее легко отслеживается связующая нить века ХХ-го:
1937 год – пик сталинских репрессий, массовое уничтожение населения страны, в том числе интеллектуального потенциала.
1941 год – начало страшной войны, унесшей астрономическое число человеческих жизней, и не только в нашей стране…
Эта страшная магия чисел, которая, кажется, включает где-то в глубине сознания реквием Моцарта, и эти звуки мы не слышим, а скорее чувствуем печально и безысходно, преклоняясь перед собственным бессилием содеянного. Содеянного не нами, но, кажется, и не без нас.
«Вот такуж в мире повелось,
Все в этом мире повторится:
Когда рождается поэт –
Во тьме рождается убийца»
– скажет И. Тальков, может быть, нам, «надменным», в оправдание. И вот еще: случайность это или совпадение, но день рождения великого поэта Михаила Юрьевича приходится на 15 октября по новому стилю. Это день, который призывала особо помнить и чтить ясновидящая Ванга. И были на то свои особые причины, по ее мнению.
Но как же хочется верить, что век ХХ-й расплатился сполна с веком ХГХ-м, и фатальный исход остановился на Второй мировой, но поэты гибли в XIX
веке, погибали они и в ХХ-м – Игорь Тальков, Виктор Цой…
«Если смерть Пушкина для России была великим несчастием, – пишет Даниил Андреев, то смерть Лермонтова была уже настоящей катастрофой, и от этого удара не могло не дрогнуть творческое лоно не только российской, но и других мегакультур».
А вот что пишет известный лермонтовед И.П. Щеблыкин в своих интереснейших комментариях о поэте: «Лермонтова можно и нужно соотносить с космическими сферами Мироздания при условии, однако, что самого поэта будем воспринимать не как «посланца» Космоса, а как сына Земли с ее радостями и вековыми противоречиями. Здесь само творчество поэта не позволяет нам спорить или усомниться в вышесказанном…
«Не обвиняй меня, Всесильный,
И не карай меня, молю,
За то, что мрак земли могильный
С ее страстями я люблю...»- писал поэт.
Да, он сын Земли. Был и будет им, как и все мы, ныне живущие, среди живых. Но и наша Земля – это частица Космоса. «Слова поэта суть дела его». Лермонтов «незримо проходит между нас, и сквозь нас, творит над нами и в нас», – отмечает автор «Розы мира» Даниил Андреев. А разве не так? Он в нас, этот «неведомый избранник», он всегда с нами, «Земли чудесный посетитель».