Жизнь. Творчество. Судьба. | Библиотека № 5 им. М.Ю. Лермонтова, МБУК «ЦБС» города Батайска

Жизнь. Творчество. Судьба.

Статьи в журнале “Литература в школе”

(2006 – 2012 гг)

 Список составлен с использованием электронного каталога по имеющимся источникам в библиотеках города Батайска. Информация представлена в алфавите авторов.

 Список будет интересен преподавателям, учащимся, как методическая коллекция для библиотечных мероприятий, оформления выставок. Журнал «Литература в школе» прекрасно иллюстрирован, содержит богатый литературоведческий материал.

 

  1. Алпатова Т. А. “История души человеческой” в зеркале повествования: роман М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” и традиции прозы Н. М. Карамзина / Т. А. Алпатова // Литература в школе. – 2008. – N 1. – С. 7–11. (Сравнительный литературный анализ произведений)
  2. Бахтиярова Л. Р. “И вижу я себя ребенком…”: устный журнал “Детство Лермонтова”. VI класс / Л. Р. Бахтиярова // Литература в школе. – 2007. – N 10. – С. 47–49. (Детские годы М. Ю. Лермонтова, его ранние произведения; в основу ранних произведений положена его семейная драма. Содержатся биографические сведения о поэте)
  3. Беленький Г. И. Выстраданная любовь, или Еще раз о стихотворении М. Ю. Лермонтова “Родина” / Г. И. Беленький // Литература в школе. – 2010. – N 11. – С. 7–9. (Стихотворение “Родина” связано с коренными проблемами творчества Лермонтова, его размышлениями о земле и небе, о судьбах отчизны и народа, жизнь которого он хорошо знал)
  4. Бражников И. Л. Чувство России. “Родина” М. Ю. Лермонтова / И. Л. Бражников // Литература в школе. – 2010. – N 6. – С. 20–21. (Пространственный анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова “Родина”)
  5. Бурцева  Е. А.  Любовная лирика М. Ю. Лермонтова / Е. А. Бурцева // Литература в школе. – 2010. – N 11. – С. 10–13. (Эволюция любовной лирики в поэзии Лермонтова. Анализ стихотворений разных периодов: тема становится одной из центральных в его творчестве)
  6. Елисеева Т. А. “И в небесах я вижу бога…”. Анализ лирических стихотворений М. Ю. Лермонтова . IX класс / Т. А. Елисеева // Литература в школе. – 2010. – N 11. – С. 32–37. (Система уроков по лирическим стихотворениям Лермонтова, связанным темой духовных исканий поэта. Эволюция мировосприятия лирического героя как путь к Богу. Приемы работы с музыкой и живописью)
  7. Каргашин И. А. “Первое выражение языка народного есть разговор, речь живая…”: “Бородино” М. Ю. Лермонтова в свете исторической поэтики / И. А. Каргашин // Литература в школе. – 2007. – N 8. – С. 2–7. (На примере сопоставления двух стихотворений М. Ю. Лермонтова, “Бородино” и более раннего (1831) текста “Поле Бородина”, рассматривается эволюция творческого замысла и его воплощения, становление сказовой формы)
  8. Костерина Э. В. Стихотворение “Выхожу один я на дорогу…” – поэтическое завещание М. Ю. Лермонтова: опыт анализа стихотворения. IX класс / Э. В. Костерина // Литература в школе. – 2007. – N 11. – С. 38–40. (Сочетание принципа научности в анализе стихотворения с чувственно-эмоциональным восприятием. Созерцание торжественного величия мира, жажда жизни и человеческая горечь в стихотворении М. Ю. Лермонтова “Выхожу один я на дорогу…”. Материал для урока литературы в 9 классе)
  9. Кунарев А. Богатырское племя: о стихотворении М. Ю. Лермонтова “Бородино” / А. Кунарев // Литература в школе. – 2007. – N 8. – С. 7–14. (Подробный анализ поэтического текста стихотворения М. Ю. Лермонтова “Бородино”. Рассмотрены разные трактовки произведения)
  10. Минина С. П. Сочинение-описание памятника М. Ю. Лермонтову: VIII класс / С. П. Минина // Литература в школе. – 2007. – N 10. – С. 35–37 (Особенности произведений монументальной скульптуры и с особенности сочинения-описания памятника)
  11. Миронова К. В. Стихотворение М. Ю. Лермонтова “Когда волнуется желтеющая нива… ” / К. В. Миронова // Литература в школе. – 2009. – N 7. – С. 31–34. (Литературный анализ стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова ” Когда волнуется желтеющая нива… ” в 11 классе)
  12. Нахапетов Б. А. “Нынче поутру зашел ко мне доктор…”: образ доктора Вернера в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” / Б. А. Нахапетов // Литература в школе. – 2011. – N 1. – С. 6–9. (Образ доктора Вернера в романе “Герой нашего времени” и его возможные прототипы в работах русских литературных критиков)
  13. Нестор  Роман М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” / Нестор // Литература в школе. – 2007. – N 4. – С. 6–10. (О самом таинственном образе русской литературы 19 столетия – Печорине. Литературный анализ “Героя нашего времени”)
  14. Нещерет Н. В. Знакомство шестиклассников с жанром поэмы: М. Ю. Лермонтов. “Беглец”. VI класс / Н. В. Нещерет // Литература в школе. – 2006. – N 10. – С. 34–35. (Материал для подготовки уроков литературы в 6 классе: знакомство с жанром поэмы на  примере поэмы М. Ю. Лермонтова “Беглец”. Уроки разработаны в рамках программы А. Г. Кутузова)
  15. Потапова Н. Н. Сочинение-описание внешности человека по картине В. М. Васнецова “Царь Иван Васильевич Грозный”: урок развития речи. VII класс / Н. Н. Потапова // Литература в школе. – 2009. – N 10. – С. 38–41. (Урок развития речи для 7 класса. В ходе урока используется репродукция картины В. М. Васнецова “Царь Иван Васильевич Грозный”. Урок посвящен изучению эпохи царя Ивана Грозного и анализу его литературного портрета)
  16. Селякина С. Т. Кавказ в творчестве М. Ю. Лермонтова / С. Т. Селякина // Литература в школе. – 2009. – N 7. – С. 26–28. (О творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова во время его пребывания на Кавказе. Материал для урока внеклассного чтения в 6 классе)
  17. Сизова М. А. Жанр “светской” повести в русской литературе 1830-годов / М. А. Сизова // Литература в школе. – 2006. – N 11. – С. 47–48. (Развитие жанров романа и повести в 30-е гг. 19 века в России. Обзор ярчайших образцов этих жанров того времени: “Три повести” Н. В. Павлова, “Княгиня Лиговская” М. Ю. Лермонтова”, “Повести покойного Ивана Петровича Белкина” А. С. Пушкина и т. д.)
  18. Ситникова В. Г. Кавказские пейзажи в повести М. Ю. Лермонтова “Бэла”: “Дорога на небо”? Материалы к уроку: IX класс / В. Г. Ситникова // Литература в школе. – 2012. – N 6. – С. 29–32. (Восприятие позиции писателя в изображении связи человека и природы с использованием художественной интерпретации – экранной версии повести)
  19. Соловей Т. Г. Стихотворение М. Ю. Лермонтова “На севере диком…”: VI класс / Т. Г. Соловей // Литература в школе. – 2007. – N 8. – С. 33–37. (Материал для подготовки урока литературы в 6 классе. Литературный анализ стихотворения. Сопоставляются “На севере диком… ” М. Ю. Лермонтова и “Кедр стоит одиноко… ” Генриха Гейне, строки из которого поэт использует в качестве эпиграфа. В статье содержатся полные тексты стихотворений А. А. Фета “На севере дуб одинокий… “, Ф. И. Тютчева “С чужой стороны”, Н. Н. Михайлова “На северном голом утесе… ” и З. Н. Гиппиус “На севере кедр одиноко… “)
  20. Табакова Л. П. Сказка “Ашик-Кериб” М. Ю. Лермонтова: урок внеклассного чтения / Л. П. Табакова // Литература в школе. – 2009. – N 8. – С. 44–45. (Урок внеклассного чтения по сказке Михаила Юрьевича Лермонтова “Ашик-Кериб”)
  21. Харитонова О. Н. “Герой нашего времени” / О. Н. Харитонова // Литература в школе. – 2009. – N 7. – С. 40–44. (Сценарий интеллектуальной игры по роману Михаила Юрьевича Лермонтова “Герой нашего времени”)
  22. Чернов Ф. К. Связь времени и поколений: стихотворение М. Ю. Лермонтова “Бородино” / Ф. К. Чернов // Литература в школе. – 2007. – N 8. – С. 37–40. (Устная картина, сопровождаемая яркими иллюстрациями или фотографиями. Из опыта применения этого приема в 5 классе при изучении стихотворения М. Ю. Лермонтова. Описан ход урока)

Сост. И.П. Ревинова, Е.С. Григорьев

calendar1
Чтение
Проверь себя
vopros

BazaB_banner640x139

Наши партнёры

скунб


Пб


Библиотечная система


ЦБС города Ярославля


цбс

Архивы