Жизнь. Творчество. Судьба.

Статьи в журнале “Литература в школе”

(2006 – 2012 гг)

 Список составлен с использованием электронного каталога по имеющимся источникам в библиотеках города Батайска. Информация представлена в алфавите авторов.

 Список будет интересен преподавателям, учащимся, как методическая коллекция для библиотечных мероприятий, оформления выставок. Журнал «Литература в школе» прекрасно иллюстрирован, содержит богатый литературоведческий материал.

 

  1. Алпатова Т. А. “История души человеческой” в зеркале повествования: роман М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” и традиции прозы Н. М. Карамзина / Т. А. Алпатова // Литература в школе. – 2008. – N 1. – С. 7–11. (Сравнительный литературный анализ произведений)
  2. Бахтиярова Л. Р. “И вижу я себя ребенком…”: устный журнал “Детство Лермонтова”. VI класс / Л. Р. Бахтиярова // Литература в школе. – 2007. – N 10. – С. 47–49. (Детские годы М. Ю. Лермонтова, его ранние произведения; в основу ранних произведений положена его семейная драма. Содержатся биографические сведения о поэте)
  3. Беленький Г. И. Выстраданная любовь, или Еще раз о стихотворении М. Ю. Лермонтова “Родина” / Г. И. Беленький // Литература в школе. – 2010. – N 11. – С. 7–9. (Стихотворение “Родина” связано с коренными проблемами творчества Лермонтова, его размышлениями о земле и небе, о судьбах отчизны и народа, жизнь которого он хорошо знал)
  4. Бражников И. Л. Чувство России. “Родина” М. Ю. Лермонтова / И. Л. Бражников // Литература в школе. – 2010. – N 6. – С. 20–21. (Пространственный анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова “Родина”)
  5. Бурцева  Е. А.  Любовная лирика М. Ю. Лермонтова / Е. А. Бурцева // Литература в школе. – 2010. – N 11. – С. 10–13. (Эволюция любовной лирики в поэзии Лермонтова. Анализ стихотворений разных периодов: тема становится одной из центральных в его творчестве)
  6. Елисеева Т. А. “И в небесах я вижу бога…”. Анализ лирических стихотворений М. Ю. Лермонтова . IX класс / Т. А. Елисеева // Литература в школе. – 2010. – N 11. – С. 32–37. (Система уроков по лирическим стихотворениям Лермонтова, связанным темой духовных исканий поэта. Эволюция мировосприятия лирического героя как путь к Богу. Приемы работы с музыкой и живописью)
  7. Каргашин И. А. “Первое выражение языка народного есть разговор, речь живая…”: “Бородино” М. Ю. Лермонтова в свете исторической поэтики / И. А. Каргашин // Литература в школе. – 2007. – N 8. – С. 2–7. (На примере сопоставления двух стихотворений М. Ю. Лермонтова, “Бородино” и более раннего (1831) текста “Поле Бородина”, рассматривается эволюция творческого замысла и его воплощения, становление сказовой формы)
  8. Костерина Э. В. Стихотворение “Выхожу один я на дорогу…” – поэтическое завещание М. Ю. Лермонтова: опыт анализа стихотворения. IX класс / Э. В. Костерина // Литература в школе. – 2007. – N 11. – С. 38–40. (Сочетание принципа научности в анализе стихотворения с чувственно-эмоциональным восприятием. Созерцание торжественного величия мира, жажда жизни и человеческая горечь в стихотворении М. Ю. Лермонтова “Выхожу один я на дорогу…”. Материал для урока литературы в 9 классе)
  9. Кунарев А. Богатырское племя: о стихотворении М. Ю. Лермонтова “Бородино” / А. Кунарев // Литература в школе. – 2007. – N 8. – С. 7–14. (Подробный анализ поэтического текста стихотворения М. Ю. Лермонтова “Бородино”. Рассмотрены разные трактовки произведения)
  10. Минина С. П. Сочинение-описание памятника М. Ю. Лермонтову: VIII класс / С. П. Минина // Литература в школе. – 2007. – N 10. – С. 35–37 (Особенности произведений монументальной скульптуры и с особенности сочинения-описания памятника)
  11. Миронова К. В. Стихотворение М. Ю. Лермонтова “Когда волнуется желтеющая нива… ” / К. В. Миронова // Литература в школе. – 2009. – N 7. – С. 31–34. (Литературный анализ стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова ” Когда волнуется желтеющая нива… ” в 11 классе)
  12. Нахапетов Б. А. “Нынче поутру зашел ко мне доктор…”: образ доктора Вернера в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” / Б. А. Нахапетов // Литература в школе. – 2011. – N 1. – С. 6–9. (Образ доктора Вернера в романе “Герой нашего времени” и его возможные прототипы в работах русских литературных критиков)
  13. Нестор  Роман М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” / Нестор // Литература в школе. – 2007. – N 4. – С. 6–10. (О самом таинственном образе русской литературы 19 столетия – Печорине. Литературный анализ “Героя нашего времени”)
  14. Нещерет Н. В. Знакомство шестиклассников с жанром поэмы: М. Ю. Лермонтов. “Беглец”. VI класс / Н. В. Нещерет // Литература в школе. – 2006. – N 10. – С. 34–35. (Материал для подготовки уроков литературы в 6 классе: знакомство с жанром поэмы на  примере поэмы М. Ю. Лермонтова “Беглец”. Уроки разработаны в рамках программы А. Г. Кутузова)
  15. Потапова Н. Н. Сочинение-описание внешности человека по картине В. М. Васнецова “Царь Иван Васильевич Грозный”: урок развития речи. VII класс / Н. Н. Потапова // Литература в школе. – 2009. – N 10. – С. 38–41. (Урок развития речи для 7 класса. В ходе урока используется репродукция картины В. М. Васнецова “Царь Иван Васильевич Грозный”. Урок посвящен изучению эпохи царя Ивана Грозного и анализу его литературного портрета)
  16. Селякина С. Т. Кавказ в творчестве М. Ю. Лермонтова / С. Т. Селякина // Литература в школе. – 2009. – N 7. – С. 26–28. (О творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова во время его пребывания на Кавказе. Материал для урока внеклассного чтения в 6 классе)
  17. Сизова М. А. Жанр “светской” повести в русской литературе 1830-годов / М. А. Сизова // Литература в школе. – 2006. – N 11. – С. 47–48. (Развитие жанров романа и повести в 30-е гг. 19 века в России. Обзор ярчайших образцов этих жанров того времени: “Три повести” Н. В. Павлова, “Княгиня Лиговская” М. Ю. Лермонтова”, “Повести покойного Ивана Петровича Белкина” А. С. Пушкина и т. д.)
  18. Ситникова В. Г. Кавказские пейзажи в повести М. Ю. Лермонтова “Бэла”: “Дорога на небо”? Материалы к уроку: IX класс / В. Г. Ситникова // Литература в школе. – 2012. – N 6. – С. 29–32. (Восприятие позиции писателя в изображении связи человека и природы с использованием художественной интерпретации – экранной версии повести)
  19. Соловей Т. Г. Стихотворение М. Ю. Лермонтова “На севере диком…”: VI класс / Т. Г. Соловей // Литература в школе. – 2007. – N 8. – С. 33–37. (Материал для подготовки урока литературы в 6 классе. Литературный анализ стихотворения. Сопоставляются “На севере диком… ” М. Ю. Лермонтова и “Кедр стоит одиноко… ” Генриха Гейне, строки из которого поэт использует в качестве эпиграфа. В статье содержатся полные тексты стихотворений А. А. Фета “На севере дуб одинокий… “, Ф. И. Тютчева “С чужой стороны”, Н. Н. Михайлова “На северном голом утесе… ” и З. Н. Гиппиус “На севере кедр одиноко… “)
  20. Табакова Л. П. Сказка “Ашик-Кериб” М. Ю. Лермонтова: урок внеклассного чтения / Л. П. Табакова // Литература в школе. – 2009. – N 8. – С. 44–45. (Урок внеклассного чтения по сказке Михаила Юрьевича Лермонтова “Ашик-Кериб”)
  21. Харитонова О. Н. “Герой нашего времени” / О. Н. Харитонова // Литература в школе. – 2009. – N 7. – С. 40–44. (Сценарий интеллектуальной игры по роману Михаила Юрьевича Лермонтова “Герой нашего времени”)
  22. Чернов Ф. К. Связь времени и поколений: стихотворение М. Ю. Лермонтова “Бородино” / Ф. К. Чернов // Литература в школе. – 2007. – N 8. – С. 37–40. (Устная картина, сопровождаемая яркими иллюстрациями или фотографиями. Из опыта применения этого приема в 5 классе при изучении стихотворения М. Ю. Лермонтова. Описан ход урока)

Сост. И.П. Ревинова, Е.С. Григорьев

Zoom in Regular Zoom out
Чтение
Проверь себя
vopros
Наши партнёры

скунб


Пб


Библиотечная система


ЦБС города Ярославля


цбс

Архивы