Беляев Н. С. М. Ю. Лермонтов на экране: основные проблемы изучения и их отражение в опубликованных источниках [Текст]//Лермонтовские чтения-2016:сб. статей. – СПб.: Лики России, 2017.-144 с.,цв. ил.
Беляев Н. С.
М. Ю. Лермонтов на экране: основные проблемы изучения и их отражение в опубликованных источниках [Текст]//Лермонтовские чтения-2016:сб. статей. – СПб.: Лики России, 2017.-144 с.,цв. ил.
Общеизвестно, что под фильмом понимается самостоятельно созданное кинопроизведение. В сложившейся теории киноведения определены следующие виды фильмов: художественные, документальные, научно-популярные, учебные и мультипликационные. Кроме того, они могут быть дифференцированы в зависимости от методов и способов съёмки и проекции: чёрно-белые, цветные, звуковые, немые, широкоэкранные, широкоформатные и т. д., а также делиться на профессиональные и любительские. С 1970-х гг. серьёзную нишу в данном виде аудиовизуального искусства стали занимать телевизионные фильмы, а также отснятые на пленку спектакли, предназначенные для просмотра по телевизору. В последнем случае можно говорить о синтезе кино и театра, в результате возникновения которых многие постановки стали доступными для значительной аудитории зрителей.
Первой обобщающей работой по данной теме стала статья известного историка советского кинематографа В. Е. Вишневского «Произведения М. Ю. Лермонтова в кино», написанная к 125-летию со дня рождения поэта. В этой публикации содержится обзор кинолент, поставленных по произведениям поэта в первой трети XX века. Критик высказал мнение о том, что советские фильмы, созданные в 1926-1927 гг. режиссёром В. Г. Барским, по качеству значительно превосходят дореволюционные кинопостановки, но к концу 1930-х гг. они уже устарели и не могут заинтересовать современного зрителя. В то же время В. Е. Вишневский высоко оценил сценарий фильма
«Кавказский пленник» известных литературоведов П. Е. Щёголева и В. А. Мануйлова, основанного на воспоминаниях и достоверных источниках, связанных с жизнью и творчеством поэта. Для создания по этому сценарию кинокартины были приложены немалые силы и средства, чтобы воспроизвести эпоху, но в художественном отношении картина требовала переосмысления и доработки. В конце своего обзора автор статьи вынужден был констатировать: «На этом и кончается перечень лермонтовских фильмов. А жаль. Богатое наследие великого поэта представляет большой интерес для художников нашего кино. Гениальные произведения Лермонтова должны занять подобающее им место на советском экране».
В 1940 г. вышла фундаментальная монография известного отечественного лермонтоведа Н. П. Нахимова «Лермонтов в изобразительном искусстве». Несмотря на то что се большая часть была посвящена традиционным видам изобразительного искусства живописи, графике, скульптуре, — в это издание была помещена глава «Лермонтов в театре и кино». К сожалению, при изучении темы «Лермонтов и кинематограф» Пахомов обратил своё внимание только на экранизации глав романа «Герой нашего времени», предпринятых во второй половине 1920-х гг. В ходе их краткого анализа критик пришёл к безутешительному выводу: «Все эти картины, несмотря на “парижского консультанта” Козакевича, сделаны крайне неудовлетворительно. Вместо Печорина мы видим на экране всё время позирующего провинциального сердцееда с “демонической” внешностью, который является весьма жалкой пародией на героя Лермонтовского романа».
Только спустя сорок лет появится другая обобщающая работа «Кинематография и Лермонтов», принадлежащая киноведу Е. С. Абу и помещённая в «Лермонтовской энциклопедии». Автор статьи в хронологической последовательности проанализировал кинопродукцию, связанную с М. Ю. Лермонтовым с 1909 г., условно разделив её на три части: а) постановки произведений писателя в кино; б) экранизация биографии поэта и в) научно-популярные фильмы. Евгению Абу удалось с критической точки зрения подойти к оценке фильмов, посвященных М. Ю. Лермонтову, охарактеризовать глубину игры актёров, выявить основные художественные приёмы, используемые режиссёрами и операторами. Во многих кинематографических работах он находил очень существенный недостаток — замену раскрытия психологических образов героев внешними атрибутами, превращение личной драмы поэта в фарс с боевыми подвигами и дуэлью.
Безусловно, «лермонтовский материал», несмотря на свою «сюжетную простоту», вполне доступную для кинопостановок, в действительности заключает в себе немало сложностей, связанных с раскрытием внутреннего облика героев, не говоря уже об истинном и правдивом отражении личности самого Лермонтова. И в этом плане немалую лепту внёс телевизионный спектакль «Страницы журнала Печорина» (1975) в постановке режиссёра Анатолия Эфроса с Олегом Далем и Андреем Мироновым в главных ролях. К сожалению, столь удачная работа была лишь обозначена в статье Е. С. Аба, но не проанализирована, хотя, безусловно, этот телеспектакль является одной из самых лучших постановок, связанных с именем и творчеством М. Ю. Лермонтова.
В начале уже нынешнего тысячелетия киносценарист и киновед С. И. Фрейлих выпустил монографию «Теория кино: от Эйзенштейна до Тарковского», в которой затронул тему теле- и кинопостановок, посвященных произведениям и биографии писателя. В статье современного исследователя И.-Ф. В. Фуртай-Проскуриной «М. Ю. Лермонтов: 100 лет в кинематографе» также была сделана попытка рассмотреть столь обширную проблему. В этой публикации, в основном, даётся обзор лермонтовских кинопостановок за заявленный период без детального и кропотливого анализа актёрской игры, операторской и режиссёрской работы. Положительным моментом этой статьи является то, что автору удалось рассмотреть фильмы, связанные с М. Ю. Лермонтовым, вышедшие в зарубежном кинопрокате.
Существенным источником для изучения проблемы «Лермонтов и кино» являются библиографические указатели, отражающие значительную часть публикаций, начиная с 1825 г. и ныне доведённые до 2011 г. Большая часть которых была подготовлена к изданию О. В. Миллер в 1978-2007 гг. Традиционно в этих библиографических пособиях присутствовал раздел «Лермонтов в” искусстве» (живопись, скульптура, музыка, театр, кино), куда включалась литература, связанная с теле- и кинопостановками. В силу специфики данного вида справочных изданий в них учитывался в основном монографический и статейный материал, тогда как изопродукция — открытки, календари, буклеты, плакаты, афиши, на чём основывается любая киноиндустрия, — туда включена не была, как, впрочем, и ранние публикации, посвященные первым художественным фильмам по произведениям М. Ю. Лермонтова начала XX века, что объясняется отсутствием полноценных источников регистрационной библиографии за этот период.
В 2013 г. журналист А. Н. Князев в своей монографии «Страсти по Лермонтову» поместил два раздела: «Лермонтов в киноискусстве» и «Научно-популярное и документальное кино». В них в хронологической последовательности перечислены киноработы по данной теме, указаны краткие сведения о самих фильмах, режиссёрах, операторах и актёрах. Кроме того, приведена библиография, к сожалению, далеко не в полном виде, не учтены даже все основные источники по теме, а библиографическое описание не всегда соответствует ГОСТу.
Все опубликованные источники по данной теме могут быть дифференцированы по следующим видам:
0 обобщающие труды по вопросам киноискусства, в которых уделено внимание фильмам лермонтовской тематики;
0 статьи историко-научного плана, посвященные отдельным кинолентам, связанным с М. Ю. Лермонтовым, в том числе до конца неосуществлённым художественным замыслам;
0 публикации, адресованные группам кинофильмов о русском писателе и объединённые по какому-либо принципу, чаще всею хронологическому;
0 рецензии;
0 воспоминания и мемуары;
0 архивные документы;
0 справочные материалы;
0 опубликованные доклады конференции;
0 отклики зрителей.
Серьёзная роль принадлежит большим исследованиям, посвященным глобальным вопросам отечественного киноискусства. Одним из важных трудов в этом направлении является многотомное издание киноведа и педагога Н. А. Лебедева «Очерк истории кино СССР», первый том которого был посвящен «незвуковому кино». Видный историк отечественного киноискусства рассматривал фильмы, созданные по произведениям М. Ю. Лермонтова, в контексте развития всего российского кинематографа того периода. Спустя два десятилетия Институтом истории искусств был инициирован проект издания «Истории советского кино. 1917-1967». В первом и втором его томах были рассмотрены киноленты «Кавказский пленник», «Княжна Мери», «Бэла», «Максим Максимыч», «Маскарад». Известный музыковед Б. С. Гловацкий, автор монографии «Лермонтов и музыка», исследовал такой, до сих пор остающийся мало раскрытым, вопрос, как музыкальное сопровождение кинофильмов, связанных с М. Ю. Лермонтовым.
Необходимым элементом для полноценной научной работы является справочная литература, отличающаяся точной подачей информации и краткостью изложения материала. В 1961 г. Всесоюзный государственный фонд кинофильмов подготовил трёхтомный аннотированный каталог «Советские художественные фильмы», в первый и третий тома которого были включены сведения о ранних фильмах, созданных по произведениям М. Ю. Лермонтова и вышедших в СССР: «Маскарад» (1918-1919), «Ночевала тучка золотая» (1918), «Княжна Мери» (1926), «Бэла» (1927), «Максим Максимыч» (1927).
В 1960 г. В. А. Мануйловым, М. И. Гиллельсоном и В. Э. Вацуро был подготовлен семинарий, посвященный поэту, где отдельной главой рассматривалось отображение биографии и творчества писателя в художественной литературе, а также в искусстве — театре, музыке, живописи, кино и т. д. Например, в разделе «Лермонтов в кинематографии» перечислены фильмы, связанные с поэтом, указаны годы их создания, а также приведены наиболее важные источники.
например, С. И. Фрейлиха «Искусство кинорежиссёра: творчество народною артиста СССР С. А. Герасимова» и Л. Д. Ягунковой «Серки Герасимов и Тамара Макарова» — они являются ярким примером того, как многопланово можно раскрыть индивидуальный творческий процесс, режиссёрскую и актёрскую работу над уникальным лермонтовским материалом.
Изданных архивных источников не так много, и все они, в основном, касаются воспоминаний, мемуаров и переписки. Практически совершенно отсутствуют публикации официальных документов, раскрывающих историю отдельных кинопостановок, без которых довольно сложно создать полномасштабное и достоверное научное исследование.
Воспоминания представлены ограниченным кругом лиц, значительная их часть неоднократно переиздавалась. К сожалению, практически отсутствуют мемуары лиц, имевших второстепенное отношение к теле- и кинопостановкам, но способных создать реальную картину момента появления сценариев и проведения самих киносъёмок. До сих пор большую ценность представляют воспоминания одного из самых ранних деятелей отечественного кино А. А. Ханжонкова (1877-1945), сценариста первого художественного фильма, созданного по мотивам произведений М. Ю. Лермонтова, — «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1909). В своей книге «Первые годы русской кинематографии» он не только рассказывает об этой киноленте, но и ещё о других фильмах, снятых в 1908-1913 гг. по произведениям писателя.
В 1976 г. Всероссийское театральное общество выпустило сборник, посвященный известному актёру театра и кино Н. Д. Мордвинову, чьи работы по произведениям М. Ю. Лермонтова давно уже стали хрестоматийными, в том числе в эту книгу вошли его дневники 1938-1966 гг., в которых можно найти ценную информацию о съёмках фильма «Маскарад». В это издание также включены аналитические статьи, раскрывающие тот непревзойдённый образ Арбенина, который смог
например, С. И. Фрейлиха «Искусство кинорежиссёра: творчество народною артиста СССР С. А. Герасимова» и Л. Д. Ягунковой «Серки Герасимов и Тамара Макарова» — они являются ярким примером того, как многопланово можно раскрыть индивидуальный творческий процесс, режиссёрскую и актёрскую работу над уникальным лермонтовским материалом.
Изданных архивных источников не так много, и все они, в основном, касаются воспоминаний, мемуаров и переписки. Практически совершенно отсутствуют публикации официальных документов, раскрывающих историю отдельных кинопостановок, без которых довольно сложно создать полномасштабное и достоверное научное исследование.
Воспоминания представлены ограниченным кругом лиц, значительная их часть неоднократно переиздавалась. К сожалению, практически отсутствуют мемуары лиц, имевших второстепенное отношение к теле- и кинопостановкам, но способных создать реальную картину момента появления сценариев и проведения самих киносъёмок. До сих пор большую ценность представляют воспоминания одного из самых ранних деятелей отечественного кино А. А. Ханжонкова (1877-1945), сценариста первого художественного фильма, созданного по мотивам произведений М. Ю. Лермонтова, — «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1909). В своей книге «Первые годы русской кинематографии» он не только рассказывает об этой киноленте, но и ещё о других фильмах, снятых в 1908-1913 гг. по произведениям писателя.
В 1976 г. Всероссийское театральное общество выпустило сборник, посвященный известному актёру театра и кино Н. Д. Мордвинову, чьи работы по произведениям М. Ю. Лермонтова давно уже стали хрестоматийными, в том числе в эту книгу вошли его дневники 1938-1966 гг., в которых можно найти ценную информацию о съёмках фильма «Маскарад». В это издание также включены аналитические статьи, раскрывающие тот непревзойдённый образ Арбенина, который смог создать Мордвинов. Спустя несколько лет его вдова, О. К. Мордвинова, опубликовала часть дневника актёра, отражавшего работу мастера советской сцены над ролью Арбенина в фильме «Маскарад», предисловие к нему написал сам Сергей Герасимов.
Во многом схожей по структуре оказалась книга, посвященная другому дся гелю отечественного кинематографа, — кинооператору Вячеславу Горданову. Так же, как и Мордвинов, он участвовал в постановке «Маскарада» режиссёра С. А. Герасимова в 1941 г. В это издание была включена объемная статья киноведа Я. Бутовского, анализирующая творческий путь кинооператора, значительная часть которой раскрывала его работу над «Маскарадом». К тому же туда вошли пятиде-сятистраничные воспоминания самого Горданова, для которого этот проект стал центральным звеном в кинокарьере.
Как правило, рецензии публиковались в газетах и журналах, их авторы в основном ставили перед собою две задачи: а) проанонсировать выход новой киноленты и б) проанализировать сильные и слабые её стороны. В этом отношении очень характерна судьба кинофильма «Княжна Мери», созданного режиссёром И. М. Анненским в 1955 г.
Эта киноработа смогла воплотить только внешние атрибуты лермонтовской эпохи. Глубокий психологизм, вложенный в образы героев романа, не был раскрыт, о чём писало большинство рецензентов. Сразу после выхода кинокартины появилось около двух десятков газетных публикаций, от Риги до Новосибирска, анализирующих эту постановку И. М. Анненского. Среди их авторов имена таких прославленных отечественных литературоведов, как Л. П. Гроссман, 3. С. Паперный, В. Б. Шкловский.
Совершенно по-иному был воспринят критиками телефильм режиссёра М. Шапиро «Загадка Н. Ф. И.», поставленный на киностудии
«Ленфильм» в 1959 г. по сценарию И. Андроникова и С. Владимирского. В его основу были положены находки и открытия, сделанные И. Л. Андрониковым в области лермонтоведения. Этот проект удачно соединил в себе жанры документального и художественного кино и был положительно воспринят как киноведами, так и лермонтоведами не только потому, что, по сути, его главным создателем являлся известный учёный, но прежде всего потому, что фильм сочетал в себе документалистику и художественность. Дочь И. Л. Андроникова, М. И. Андроникова, активно занималась эстетическими задачами воплощения произведений М. Ю. Лермонтова в кино, чему посвятила несколько статей, опубликованных в специализированных изданиях.
Не менее интересны отклики зрителей на кинофильмы и телефильмы, созданные на основе творчества поэта и его биографии, поскольку благодаря им можно судить, насколько то или иное кинопроизведение было воспринято аудиторией. Особенно в данном контексте ценны мнения специалистов, которые в силу своих профессиональных интересов каким-либо образом были связаны с М. Ю. Лермонтовым. В частности, это публикации Л. Беловой «”Из пламя и света”: по свежим впечатлениям» и В. Бондаренко «Герои большой литературы на большом и малом экране».
Серьёзной вехой в изучении рассматриваемой проблемы явилась конференция «Лермонтов: музыка и кинематография», проведённая СПб ГБУК «МЦБС им. М. К). Лермонтова» в 2013 г., итогом которой стал опубликованный сборник её материалов. В 2016 г. библиотека продолжила эту тему, приурочив её к «Году российского кино».
Вышедший в 2014 г. сборник статей конференции 2013 г. включал целый ряд исследований, отражающих малоизученные вопросы «лермонтовской кинематографии». Так, старшим научным сотрудником Всероссийского музея А. С. Пушкина В. А. Ласицей был подготовлен доклад «М. Ю. Лермонтов в кино: по материалам газет и журналов столетней давности», где автору довольно подробно удалось рассмотреть отклики на фильмы по произведениям писателя в отечественной периодике в 1909-1914 гг. Серьёзное исследование, посвященное первому фильму о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова, было проведено М. А. Коржуевым и В. В. Темяковым’. На основе уникального архивного материала его участники смогли выявить целый ряд важных фактов, связанных с кинофильмом «Кавказский пленник».
Своего рода небольшим открытием стали материалы, представленные в статье заслуженного артиста России, руководителя театра «Эксперимент» В. В. Харитонова, о фильме «На смерть поэтов» (1968), запрещённого в своё время к показу. Это кинопроизведение о судьбе двух поэтов — Михаила Лермонтова и Шандора Петефи – было снято на Ленинградской студии «Телефильм». Его создателям удалось найти близкие точки соприкосновения в судьбах двух гениев русского и венгерского народов. Виктор Харитонов был исполнителем в телевизионном моноспектакле, что делало его публикацию ещё более живой и достоверной.
В конечном итоге, на сегодняшний день отсутствует многоаспектное исследование, раскрывающее тему «Лермонтов и кино», основанное как на опубликованных, так и архивных источниках, и осуществлённое в рамках научной работы какого-либо компетентного государственного учреждения, занимающегося вопросами отечественного и зарубежного киноискусства.
Лермонтовская тема, безусловно, и по сей день представляет немалый интерес для кинематографистов, работающих в жанрах художественного и документального кино. Между тем, будущие постановки, посвященные жизни и творчеству русского поэта, должны основываться на выверенном историческом материале, подкреплённом серьёзной доказательной базой. Кроме того, новые экранизации должны быть созданы на высоком художественном уровне. Все эти условия будут залогом удачных кинопоисков для режиссёров, операторов, актёров, которые затем станут объектами исследования кинокритиков, что, в свою очередь, во многом пополнит фонд публикаций по данной теме и даст повод к новому обзору источников по проблеме «Лермонтов и кино».