И.П. Щеблыкин. Мотив семьи в творчестве М. Ю. Лермонтов
И.П. Щеблыкин. Мотив семьи в творчестве М. Ю. Лермонтова //Московский лермонтовский сборник. Выпуск 2. «Моя душа, я помню, с детских лет чудесного искала…».- Москва, «Известия», 2010.- 6-10 с.
Мотив семьи в творчестве М.Ю. Лермонтова
После «любви» и «свободы» семья — самый устойчивый, хотя и постоянно варьируемый мотив в произведениях М.Ю. Лермонтова. Можно считать даже, что его развитие образует некий целостный концепт, имеющий важное значение для понимания глубинных сторон лермонтовского духа. Вне семейного начала Лермонтов не представлял себе свободного и гармоничного жизнеустройства человека.
К сожалению, данный мотив редко затрагивается в работах, посвященных поэту. «Пропущен» он и в обстоятельном обзоре «Лермонтовской энциклопедии», помещённом в рубрике «Мотивы» Их анализ занимает более десяти страниц убористого шрифта. Над составлением обзора трудился коллектив достаточно авторитетных исследователей. Но, как говорится, у «семи нянек – дитя без глазу». Так и тут: «семья», «дом» выпали из поля зрения. Тем самым обстоятельный и интересный анализ лермонтовских мотивов оказался лишенным своего смыслового центра. Даже «родина» освещается вне мотивов дома и семьи, не говоря уже о мотиве, сопричастном к идее Бога.
Впрочем, составителей «Лермонтовской энциклопедии» вряд ли можно строго судить. Ведь когда создавалась энциклопедия, исследователи стремились даже при рассмотрении вопросов поэтики выдвинуть на первый план так называемый «социологический эквивалент» (термин Г.В. Плеханова). Семье, хотя она и признавалась важным звеном в системе общественных отношений, в идеологических приоритетах 60 – 80-х гг. XX в. отводилось периферийное место.
В небольшой статье трудно раскрыть лермонтовский мотив семьи во всей его многозначности. Задача здесь скромнее: обозначить, хотя бы пунктирно, центральную функцию этого мотива в мировоззренческой эволюции поэта.
Отмечу прежде всего, что тема семьи в режиме постоянного creshendo скрепляет собою многие произведения Лермонтова. Самое раннее из них -стихотворение «Кавказ» (1830).
Об этом стихотворении часто пишут исследователи, желая подчеркнуть,
как горячо Лермонтов любил Кавказ, уважая его народы Конечно, любил и
уважал. Но главный поэтический нерв стихотворения связан не с этими чув
ствами, ас воспоминаниями о матери. Поэт лишился ее слишком рано, что
и наложило отпечаток на его характер, а затем отозвалась в творчестве:
В младенческих летах я мать, потерял.
Но мнилось, что в розовый вечера час
Та степь повторяла мне памятный глас
За это люблю я вершины тех скал,
Люблю я Кавказ!…
Значит, Кавказ любим и дорог поэту в первую очередь потому, что с ним связаны его воспоминания о матери.
Правда, в третьей (заключительной) строфе говорится и о том, что в тех же местах, среди гор, поэт в детские годы встретил «пару божественных глаз». Видимо, – это та девочка, которую Лермонтов полюбил десятилетним мальчиком (IV, 390), и за это он тоже «любит Кавказ».
Однако упоминание о первой любви не только не разрушает тему семьи, обозначенную в стихотворении, но ещё более ярко высвечивает её. Такой вывод подтверждается строчками первой строфы. Она убеждает в том, что свою любовь к Кавказу поэт практически отождествлял с любовью к «отчизне» родной. В качестве последней в начале 30-х гг. Лермонтов считал Шотландию. Не надо пояснять, что любовь к отчизне родственна ощущению семьи и в сущности не отделима от неё.
Таким образом, в одном поэтическом фокусе сведены три смысловые линии: воспоминание об отчизне, о матери и о первой любви. Доминирующая линия связана с мотивом семьи.
Следует отметить, что мотив семьи почти никогда у Лермонтова не раскрывается как автономная тема. Обычно она соседствует с другими темами, обогащается философской тональностью, что придает масштабность и глубину размышлениям поэта. Привлекает в этой связи сетование юного Лермонтова 15 июля 1830 г. на общество (в данном случае московское), где поэт узнал «людей и дружеский обман», где ныне «жалкий, грустный» он живёт «без дружбы, без надежд, без дум, без сил» (I, 153). Как интродукция к этим жалобам звучит в самом начале стихотворения: «Зачем семьи родной (курсив мой. -И.Щ.) безвестный круг / Я покидал? Всё сердце грело там / Всё было мне наставник или друг…» (I, 152).
Эти строки озадачивают. Ведь после смерти матери и выезда отца в Кропотово у Лермонтова не было круга «семьи родной». Бабушка, Е.А. Арсеньева, при всей своей заботе о внуке, не могла составить такой круг. С отцом Лермонтов находился в постоянной разлуке, если не считать крайне редких и непродолжительных встреч. Отсюда и признание поэта: «Ужасная судьба отца и сына / Жить розно и в разлуке умереть» (I, 208). Что же значат в таком случае слова «зачем семьи родной безвестный круг я покидал?». Романтический штамп? По словесному оформлению – конечно, штамп. Но по смысловой сути образ «семьи родной» соотносим с одной из самых глубоких мировоззренческих констант Лермонтова: вне семьи нет подлинного счастья! При этом семья в родовом значении слова у Лермонтова очень рано (раньше, чем в творческом взрослении Пушкина) стала восприниматься как основное, говоря словами И.А. Ильина, «лоно человеческой культуры», а значит, и человеческого благополучия в целом. Мало того, даже воля, то есть личная свобода, что считается конечной целью лермонтовских упований, – само это состояние раскрывается через семейную триаду:
А моя мать — степь широкая
А мой отец — небо далёкое…
Мои братья в лесах — Берёзы да сосны (I, 196).
Из всего этого и получается «воля-волюшка, вольность милая», которая, в свою очередь, идентифицируется с «молодой женой», данной лирическому герою не кем-либо, а самим Богом. Сложная получилась связка, где истинная «воля», свобода метафорически уподоблена здоровому, получающему благословение самого Господа семейному союзу.
Скажем далее, что тема семьи не случайный, не «сопутствующий», а один из главных мотивов в творчестве Лермонтова. Можно привести ряд поэтических формул, суждений поэта, свидетельствующих о том, что обозначенная проблема постоянно привлекала его внимание. При этом по мере усиления критического отношения к окружающей действительности поэт всё более укреплялся в мысли, что самый страшный грех — «проклятья на отца и мать» со стороны детей, что будущее и тускло, и темно, если оно не сулит встречи, союза с душой родной и т. д. Выходит, что семья — это своеобразный гарант благополучной человеческой жизни.
С учётом этого довода необходимо внести некоторые коррективы в рассмотрение вопроса о центральной идее «Мцыри» — самом значительном произведении Лермонтова в поэмическом цикле.
Принято считать, что образ Мцыри символизирует собою стремление к свободе, необходимость борьбы за неё. Эта точка зрения стала господствующей в нашем литературоведении и отражена почти во всех учебных пособиях. В принципе это, конечно, так. Но Лермонтов никогда не был проповедником абстрактной свободы, свободы вообще. И в своём конкретном проявлении свобода в поэме «Мцыри» означает не что иное, как возможность героя оказаться на родине, в кругу семьи. Той семьи, которая произвела его на свет, а не той, которую можно обрести на другой, «общечеловеческой» жизненной стезе, разумеется, в том случае, если она благоприятна. Этот, казалось бы, малоприметный смысловой нюанс имеет, однако, важное значение для понимания подлинных истоков «взрывной» энергии Мцыри в его желании во что бы то ни стало вернуться на свою родину. Всякое другое братство, обретение другой, более широкой родственной зоны, понимаемой как слияние отдельной человеческой судьбы с «судьбой народной» (Ю. Манн), удовлетворить героя лермонтовской поэмы, конечно, не могло. Эта коллизия вполне угадывается в словах героя:
Старик! я слышал много раз,
Что ты меня от смерти спас —
Зачем?. Угрюм и одинок,
Грозой оторванный листок,
Я вырос в сумрачных стенах
Душой дитя, судьбой монах.
Я никому не мог сказать
Священных слов «отец» и «мать»
…Я видел у других
Отчизну, дом, друзей, родных,
А у себя не находил
Не только милых душ — могил! (И, 53)
Вследствие этого Мцыри и произносит клятву «хотя на миг когда-нибудь» свою «пылающую грудь / Прижать с тоской к груди другой / Хоть незнакомой, но родной» (II, 53). Это — ключевые слова поэмы- из которых следует, что для Мцыри нет свободы вне семьи и в отрыве от отчизны. Невольно вспоминаются пушкинские слова о двух чувствах, «дивно близк<их> нам», дарованных свыше: «Любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам». Такой именно любовью и было продиктовано стремление Мцыри вырваться на волю, к свободе.
Примечательно, что процитированные выше пушкинские строки не были опубликованы ни при жизни Пушкина, ни при жизни Лермонтова. Они обнародованы были только в 1855 г. П.В. Анненковым в «Материалах для биографии Пушкина — Сочинения Пушкина». Тем большее значение приобретает в наших глазах непреднамеренная и поистине вещая перекличка двух гениальных поэтов о глубинной роли отчего семейного начала в человеческой жизни.
В связи с этим можно подчеркнуть (автором данных строк уже высказано такое соображение), что в бегстве Мцыри из монастыря нет ничего богопротивного, богоборческого. Напротив: слова «отец» и «мать» для него «священны», как они священны в Святом Писании. Следовательно, и порыв героя к свободе никак не сопоставим с богоборчеством, поскольку жажда свободы рождена у Мцыри в горниле двух «дивных чувств» — любви к «родному пепелищу», любви к «отеческим гробам». Уход Мцыри из монастыря до принятия монашеского обета как раз и подчёркивает его право на сознательный, свободный выбор, что никак не противоречит заповедям Бога. Вот если бы Мцыри бежал из монастыря после принятия обета, уже будучи «бэри», то есть получивши сан монаха, — это можно было бы рассматривать как бунт против Бога. Таким образом, подлинная свобода в представлениях Мцыри возможна именно в кругу семьи, в ощущениях
родного круга, отчизны.
Чуть раньше в «Песне про… купца Калашникова» (1837) семья, живущая по законам своих предков, охарактеризована Лермонтовым как хранительница и средоточие истинной нравственности, которая в свою очередь оказывается мерилом общенародной правды. Отсюда и решение Калашникова: «Постою за правду до последнева!» (II, 19), то есть «постою» за нравственность, честь и свободу своих близких.
Особо надо сказать о поэме «Демон», над которой Лермонтов трудился почти всю свою жизнь. Думается, что в словах Демона «хочу любить, хочу молиться, хочу я веровать добру» (II, 103) сказывается затаённая тоска, желание «хотя на миг когда-нибудь» свою «пылающую грудь прижать к другой / Хоть незнакомой, но родной!».
Но Демон, помимо всего прочего, это ещё и «блудный сын», с той, однако, разницей, что не может и не сможет никогда обрести родное лоно, лоно Бога, так как это ему не дано вследствие его неизбывной гордыни. И как разв этом разрезе ясно просматривается идея краха всякого существования вне семьи, вне божественной ипостаси.
Обратим внимание: тоска, «печаль» Демона усилены в первых же строчках поэмы воспоминаниями о «лучших» его днях, о тех днях, когда «в жилище света / Блистал он, чистый херувим» (II, 81). «Жилище света» — это всё то, что заключает в себе Божье благословение, это — как бы подобие любовного семейного союза. Не случайно в ту пору «бегущая комета (также творение Бо-жие. — И. Щ.) I Улыбкой ласковой привета / Любила поменяться с ним», то есть с Демоном. Да и сам он, «познанья жадный, <…> следил», провожал пытливым взглядом «кочующие караваны / В пространстве брошенных светил» (II, 81). Всё это — так скажем — атрибуты добрых «семейных» отношений. Они поэтизированы в разных вариантах, но неизменно остаются высшим ценностным мерилом в поэтической онтологии Лермонтова. Наиболее значимо и чётко этот ценностный ряд обозначен в «Казачьей колыбельной песне» (1840).
В этом стихотворении Лермонтова указаны и поэтически раскрыты три самые фундаментальные основы человеческой жизни, во всяком случае жизни русского, православного человека: Бог, Отчизна, Дом родной.
Да, готовясь в бой опасный
Помни мать свою
Спи, младенец, мой прекрасный
«Баюшки — баю» (I, 39).
Мать — хранительница очага, крепь семьи. А от семейного благополучия зависит и благополучие Отчизны. Объективный смысл стихотворения подсказывает именно такую оценку роли семьи в жизни отдельного человека, а также в развитии общества и государства. Лермонтов провидчески осознавал значение здоровых семейных связей и начал в качестве необходимого условия народного благоденствия, исторического прогресса в целом.