Гроза, Н. Н. Неведомый избранник [Текст] / Н.Н. Гроза // Культура.-2011.- С.6 -7. | Библиотека № 5 им. М.Ю. Лермонтова, МБУК «ЦБС» города Батайска

Гроза, Н. Н. Неведомый избранник [Текст] / Н.Н. Гроза // Культура.-2011.- С.6 -7.

Гроза, Н. Н. Неведомый избранник [Текст] / Н.Н. Гроза // Культура.-2011.- С.6 -7.

Если бы Пушкин решил отомстить за свою физи­ческую гибель, то лучшей мести, чем явление миру Лермонтова, невозможно было и придумать», -пишет в своей статье «Ясновидец», посвященной 175-летию со дня рождения поэта, Лариса Васильева еще в веке ХХ-м.

Лермонтов сегодня… Кто он для нас, «надмен­ных потомков»: пророк, ясновидец века ХГХ-го, мистик, носитель гениального поэтического дара? А может, герой нашего времени? Скорее, герой во времени или вне всякого времени. Что есть вре­мя? Время – это царствие не материальное, оно так же незримо и неощутимо, как и мысль, полет которой и воплощение ее в самой реальности -есть тайна.

«Я знал одной лишь думы власть,

Одну но пламенную страсть…»

– скажет поэт скорее о самом себе.

«В уме своем я создал мир иной,

И образов иных существованье,

Я цепью их связал между собой,

Я дал им вид, но не дал им названья».

Даниил Андреев в своей известной книге «Роза мира» связал «явление миру Лермонтова» с закона­ми, действующими в космическом пространстве: «Духовное зрение, слух и глубинная память, а также дар созерцания космических панорам и дар пости­жения человеческих душ», – вот чем обладал один из величайших умов века ХГХ-го.

«В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сияньи голубом…»

Эти строки и есть космическое созерцание, ведь так описать Землю можно лишь видя ее оттуда, из глубин Вселенной

А вот еще не менее интересное космическое ви­дение:

Смешались в кучу кони, люди, любовь к поэзии Лермонтова, сразу же вспомнил эти удивительные строки, когда впервые увидел нашу планету с борта космического корабля.

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой…

Стоит отметить, что поэт родился спустя два го­да после Бородинского сражения – в 1814-м. Это сражение вошло в историю как «битва двух гиган­тов», но находящиеся в эпицентре этого сражения или где-то неподалеку по всем законам физики мог­ли слышать все что угодно: грохот, скрежет, ругань, стоны, но только не протяжный вой всей битвы. Из­вестно, что лермонтовское «Бородино» явилось зер­ном «Войны и мира» Льва Толстого.

А какая высота продиктовала Лермонтову стихо­творение с чувством страха и оглядки, которое чита­ет не одно поколение. Оно так и называется «Пред­сказание»:

Настанет год, России черный год,

Когда царей корона упадет;

Забудет чернь к ним прежнюю любовь,

И пища многих будет смерть и кровь…

Что ни строка, то картина сталинской эпохи вре­мен века ХХ-го, кажется, краски сгущены до степени полной узнаваемости:

И зарево окрасит волны рек,

В тот день явится мощный человек.

И будет все ужасно, мрачно в нем,

Как плащ его с возвышенным челом.

Может, поэт описывает крестьянские волнения 30-х годов века ХГХ-го? Но мысль упорно возвраща­ет нас в до боли знакомый век ХХ-й, и видим мы нашу коллективизацию и железный молот репрессий, и никем не защищенный плач и стон несчастных «врагов народа».

 А уж кто таков «мощный чело­век» – и не спрашивайте, каждый видит своего.

«Поэты не рождаются случайно,

Они летят на землю с высоты,

Неведомые нашему сознанью,

По правилам космической игры».

Это слова из песни легендарного Игоря Талькова, поэта и композитора, погибшего в конце века ХХ-го. Но как же тут не вспомнить крылатые слова А. Вознесенского: «Тираны поэтов не понимают. Ко­гда понимают, тогда убивают». И связующая нить размышлений ведет к словам знаменитойясновидя­щей XX века – Ванге. Она говорила о том, что вся Зе­мля и вся Вселенная подчиняется строго определен­ному космическому ритму, нарушение которого ве­дет к фатальному исходу, за которое впоследствии расплачивается не одно поколение. Предостереже­ние пророчицы кажется несколько туманным. Но это только на первый взгляд. А вот и магия чисел фатального исхода двух веков – ХГХ-го и ХХ-го:

1837 год – год смерти Пушкина.

1841 год – год смерти Лермонтова.

Далее легко отслеживается связующая нить ве­ка ХХ-го:

1937 год – пик сталинских репрессий, массовое уничтожение населения страны, в том числе интел­лектуального потенциала.

1941 год – начало страшной войны, унесшей ас­трономическое число человеческих жизней, и не только в нашей стране…

Эта страшная магия чисел, которая, кажется, включает где-то в глубине сознания реквием Моцар­та, и эти звуки мы не слышим, а скорее чувствуем печально и безысходно, преклоняясь перед собст­венным бессилием содеянного. Содеянного не нами, но, кажется, и не без нас.

«Вот такуж в мире повелось,

Все в этом мире повторится:

Когда рождается поэт –

Во тьме рождается убийца»

– скажет И. Тальков, может быть, нам, «надмен­ным», в оправдание. И вот еще: случайность это или совпадение, но день рождения великого поэта Ми­хаила Юрьевича приходится на 15 октября по ново­му стилю. Это день, который призывала особо пом­нить и чтить ясновидящая Ванга. И были на то свои особые причины, по ее мнению.

Но как же хочется верить, что век ХХ-й распла­тился сполна с веком ХГХ-м, и фатальный исход оста­новился на Второй мировой, но поэты гибли в XIX

веке, погибали они и в ХХ-м – Игорь Тальков, Вик­тор Цой…

«Если смерть Пушкина для России была великим несчастием, – пишет Даниил Андреев, то смерть Лермонтова была уже настоящей катастрофой, и от этого удара не могло не дрогнуть творческое лоно не только российской, но и других мегакультур».

А вот что пишет известный лермонтовед И.П. Щеблыкин в своих интереснейших коммента­риях о поэте: «Лермонтова можно и нужно соотно­сить с космическими сферами Мироздания при ус­ловии, однако, что самого поэта будем восприни­мать не как «посланца» Космоса, а как сына Земли с ее радостями и вековыми противоречиями. Здесь само творчество поэта не позволяет нам спорить или усомниться в вышесказанном…

«Не обвиняй меня, Всесильный,

И не карай меня, молю,

За то, что мрак земли могильный

С ее страстями я люблю...»- писал поэт.

Да, он сын Земли. Был и будет им, как и все мы, ныне живущие, среди живых. Но и наша Земля – это частица Космоса. «Слова поэта суть дела его». Лер­монтов «незримо проходит между нас, и сквозь нас, творит над нами и в нас», – отмечает автор «Розы мира» Даниил Андреев. А разве не так? Он в нас, этот «неведомый избранник», он всегда с нами, «Зе­мли чудесный посетитель».

calendar1
Чтение
Проверь себя
vopros

BazaB_banner640x139

Наши партнёры

скунб


Пб


Библиотечная система


ЦБС города Ярославля


цбс

Архивы