Беляев Н. С. М. Ю. Лермонтов на экране: основные проблемы изучения и их отражение в опубликованных источниках [Текст]//Лермонтовские чтения-2016:сб. статей. – СПб.: Лики России, 2017.-144 с.,цв. ил. | Библиотека № 5 им. М.Ю. Лермонтова, МБУК «ЦБС» города Батайска

Беляев Н. С. М. Ю. Лермонтов на экране: основные проблемы изучения и их отражение в опубликованных источниках [Текст]//Лермонтовские чтения-2016:сб. статей. – СПб.: Лики России, 2017.-144 с.,цв. ил.

Беляев Н. С.
М. Ю. Лермонтов на экране: основные проблемы изучения и их отражение в опубликованных источниках [Текст]//Лермонтовские чтения-2016:сб. статей. – СПб.: Лики России, 2017.-144 с.,цв. ил.

Общеизвестно, что под фильмом понимается самостоятельно соз­данное кинопроизведение. В сложившейся теории киноведения опре­делены следующие виды фильмов: художественные, документальные, научно-популярные, учебные и мультипликационные. Кроме того, они могут быть дифференцированы в зависимости от методов и способов съёмки и проекции: чёрно-белые, цветные, звуковые, немые, широко­экранные, широкоформатные и т. д., а также делиться на профессио­нальные и любительские. С 1970-х гг. серьёзную нишу в данном виде аудиовизуального искусства стали занимать телевизионные фильмы, а также отснятые на пленку спектакли, предназначенные для просмо­тра по телевизору. В последнем случае можно говорить о синтезе кино и театра, в результате возникновения которых многие постановки ста­ли доступными для значительной аудитории зрителей.
Первой обобщающей работой по данной теме стала статья извест­ного историка советского кинематографа В. Е. Вишневского «Про­изведения М. Ю. Лермонтова в кино», написанная к 125-летию со дня рождения поэта. В этой публикации содержится обзор кино­лент, поставленных по произведениям поэта в первой трети XX века. Критик высказал мнение о том, что советские фильмы, созданные в 1926-1927 гг. режиссёром В. Г. Барским, по качеству значительно пре­восходят дореволюционные кинопостановки, но к концу 1930-х гг. они уже устарели и не могут заинтересовать современного зрителя. В то же время В. Е. Вишневский высоко оценил сценарий фильма
«Кавказский пленник» известных литературоведов П. Е. Щёголева и В. А. Мануйлова, основанного на воспоминаниях и достоверных ис­точниках, связанных с жизнью и творчеством поэта. Для создания по этому сценарию кинокартины были приложены немалые силы и сред­ства, чтобы воспроизвести эпоху, но в художественном отношении картина требовала переосмысления и доработки. В конце своего обзо­ра автор статьи вынужден был констатировать: «На этом и кончается перечень лермонтовских фильмов. А жаль. Богатое наследие великого поэта представляет большой интерес для художников нашего кино. Ге­ниальные произведения Лермонтова должны занять подобающее им место на советском экране».
В 1940 г. вышла фундаментальная монография известного отече­ственного лермонтоведа Н. П. Нахимова «Лермонтов в изобразитель­ном искусстве». Несмотря на то что се большая часть была посвящена традиционным видам изобразительного искусства живописи, гра­фике, скульптуре, — в это издание была помещена глава «Лермонтов в театре и кино». К сожалению, при изучении темы «Лермонтов и ки­нематограф» Пахомов обратил своё внимание только на экранизации глав романа «Герой нашего времени», предпринятых во второй поло­вине 1920-х гг. В ходе их краткого анализа критик пришёл к безуте­шительному выводу: «Все эти картины, несмотря на “парижского кон­сультанта” Козакевича, сделаны крайне неудовлетворительно. Вместо Печорина мы видим на экране всё время позирующего провинциаль­ного сердцееда с “демонической” внешностью, который является весь­ма жалкой пародией на героя Лермонтовского романа».
Только спустя сорок лет появится другая обобщающая работа «Ки­нематография и Лермонтов», принадлежащая киноведу Е. С. Абу и помещённая в «Лермонтовской энциклопедии». Автор статьи в хро­нологической последовательности проанализировал кинопродукцию, связанную с М. Ю. Лермонтовым с 1909 г., условно разделив её на три части: а) постановки произведений писателя в кино; б) экрани­зация биографии поэта и в) научно-популярные фильмы. Евгению Абу удалось с критической точки зрения подойти к оценке фильмов, посвященных М. Ю. Лермонтову, охарактеризовать глубину игры актёров, выявить основные художественные приёмы, используемые режиссёрами и операторами. Во многих кинематографических рабо­тах он находил очень существенный недостаток — замену раскрытия психологических образов героев внешними атрибутами, превращение личной драмы поэта в фарс с боевыми подвигами и дуэлью.
Безусловно, «лермонтовский материал», несмотря на свою «сюжет­ную простоту», вполне доступную для кинопостановок, в действитель­ности заключает в себе немало сложностей, связанных с раскрытием внутреннего облика героев, не говоря уже об истинном и правдивом от­ражении личности самого Лермонтова. И в этом плане немалую лепту внёс телевизионный спектакль «Страницы журнала Печорина» (1975) в постановке режиссёра Анатолия Эфроса с Олегом Далем и Андреем Мироновым в главных ролях. К сожалению, столь удачная работа была лишь обозначена в статье Е. С. Аба, но не проанализирована, хотя, безус­ловно, этот телеспектакль является одной из самых лучших постановок, связанных с именем и творчеством М. Ю. Лермонтова.
В начале уже нынешнего тысячелетия киносценарист и киновед С. И. Фрейлих выпустил монографию «Теория кино: от Эйзенштей­на до Тарковского», в которой затронул тему теле- и кинопостановок, посвященных произведениям и биографии писателя. В статье совре­менного исследователя И.-Ф. В. Фуртай-Проскуриной «М. Ю. Лер­монтов: 100 лет в кинематографе» также была сделана попытка рас­смотреть столь обширную проблему. В этой публикации, в основном, даётся обзор лермонтовских кинопостановок за заявленный период без детального и кропотливого анализа актёрской игры, оператор­ской и режиссёрской работы. Положительным моментом этой статьи является то, что автору удалось рассмотреть фильмы, связанные с М. Ю. Лермонтовым, вышедшие в зарубежном кинопрокате.
Существенным источником для изучения проблемы «Лермон­тов и кино» являются библиографические указатели, отражающие значительную часть публикаций, начиная с 1825 г. и ныне доведён­ные до 2011 г. Большая часть которых была подготовлена к изданию О. В. Миллер в 1978-2007 гг. Традиционно в этих библиографических пособиях присутствовал раздел «Лермонтов в” искусстве» (живопись, скульптура, музыка, театр, кино), куда включалась литература, свя­занная с теле- и кинопостановками. В силу специфики данного вида справочных изданий в них учитывался в основном монографический и статейный материал, тогда как изопродукция — открытки, календа­ри, буклеты, плакаты, афиши, на чём основывается любая киноинду­стрия, — туда включена не была, как, впрочем, и ранние публикации, посвященные первым художественным фильмам по произведени­ям М. Ю. Лермонтова начала XX века, что объясняется отсутствием полноценных источников регистрационной библиографии за этот период.
В 2013 г. журналист А. Н. Князев в своей монографии «Страсти по Лермонтову» поместил два раздела: «Лермонтов в киноискусстве» и «Научно-популярное и документальное кино». В них в хронологиче­ской последовательности перечислены киноработы по данной теме, указаны краткие сведения о самих фильмах, режиссёрах, операторах и актёрах. Кроме того, приведена библиография, к сожалению, далеко не в полном виде, не учтены даже все основные источники по теме, а библиографическое описание не всегда соответствует ГОСТу.
Все опубликованные источники по данной теме могут быть диффе­ренцированы по следующим видам:
0 обобщающие труды по вопросам киноискусства, в которых уделе­но внимание фильмам лермонтовской тематики;
0 статьи историко-научного плана, посвященные отдельным кино­лентам, связанным с М. Ю. Лермонтовым, в том числе до конца неосу­ществлённым художественным замыслам;
0 публикации, адресованные группам кинофильмов о русском пи­сателе и объединённые по какому-либо принципу, чаще всею хроно­логическому;
0 рецензии;
0 воспоминания и мемуары;
0 архивные документы;
0 справочные материалы;
0 опубликованные доклады конференции;
0 отклики зрителей.
Серьёзная роль принадлежит большим исследованиям, посвящен­ным глобальным вопросам отечественного киноискусства. Одним из важных трудов в этом направлении является многотомное издание ки­новеда и педагога Н. А. Лебедева «Очерк истории кино СССР», пер­вый том которого был посвящен «незвуковому кино». Видный исто­рик отечественного киноискусства рассматривал фильмы, созданные по произведениям М. Ю. Лермонтова, в контексте развития всего рос­сийского кинематографа того периода. Спустя два десятилетия Ин­ститутом истории искусств был инициирован проект издания «Исто­рии советского кино. 1917-1967». В первом и втором его томах были рассмотрены киноленты «Кавказский пленник», «Княжна Мери», «Бэла», «Максим Максимыч», «Маскарад». Известный музыковед Б. С. Гловацкий, автор монографии «Лермонтов и музыка», исследовал такой, до сих пор остающийся мало раскрытым, вопрос, как музыкаль­ное сопровождение кинофильмов, связанных с М. Ю. Лермонтовым.
Необходимым элементом для полноценной научной работы яв­ляется справочная литература, отличающаяся точной подачей ин­формации и краткостью изложения материала. В 1961 г. Всесоюзный государственный фонд кинофильмов подготовил трёхтомный анно­тированный каталог «Советские художественные фильмы», в первый и третий тома которого были включены сведения о ранних фильмах, созданных по произведениям М. Ю. Лермонтова и вышедших в СССР: «Маскарад» (1918-1919), «Ночевала тучка золотая» (1918), «Княжна Мери» (1926), «Бэла» (1927), «Максим Максимыч» (1927).
В 1960 г. В. А. Мануйловым, М. И. Гиллельсоном и В. Э. Вацуро был подготовлен семинарий, посвященный поэту, где отдельной гла­вой рассматривалось отображение биографии и творчества писателя в художественной литературе, а также в искусстве — театре, музыке, живописи, кино и т. д. Например, в разделе «Лермонтов в кинемато­графии» перечислены фильмы, связанные с поэтом, указаны годы их создания, а также приведены наиболее важные источники.

например, С. И. Фрейлиха «Искусство кинорежиссёра: творчество на­родною артиста СССР С. А. Герасимова» и Л. Д. Ягунковой «Сер­ки Герасимов и Тамара Макарова» — они являются ярким примером того, как многопланово можно раскрыть индивидуальный творческий процесс, режиссёрскую и актёрскую работу над уникальным лермон­товским материалом.
Изданных архивных источников не так много, и все они, в основ­ном, касаются воспоминаний, мемуаров и переписки. Практически совершенно отсутствуют публикации официальных документов, рас­крывающих историю отдельных кинопостановок, без которых доволь­но сложно создать полномасштабное и достоверное научное исследо­вание.
Воспоминания представлены ограниченным кругом лиц, значи­тельная их часть неоднократно переиздавалась. К сожалению, практи­чески отсутствуют мемуары лиц, имевших второстепенное отношение к теле- и кинопостановкам, но способных создать реальную картину момента появления сценариев и проведения самих киносъёмок. До сих пор большую ценность представляют воспоминания одного из самых ранних деятелей отечественного кино А. А. Ханжонкова (1877-1945), сценариста первого художественного фильма, созданного по мотивам произведений М. Ю. Лермонтова, — «Песня про царя Ивана Васи­льевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1909). В своей книге «Первые годы русской кинематографии» он не только рассказывает об этой киноленте, но и ещё о других фильмах, снятых в 1908-1913 гг. по произведениям писателя.
В 1976 г. Всероссийское театральное общество выпустило сборник, посвященный известному актёру театра и кино Н. Д. Мордвинову, чьи работы по произведениям М. Ю. Лермонтова давно уже стали хресто­матийными, в том числе в эту книгу вошли его дневники 1938-1966 гг., в которых можно найти ценную информацию о съёмках фильма «Маскарад». В это издание также включены аналитические статьи, раскрывающие тот непревзойдённый образ Арбенина, который смог
например, С. И. Фрейлиха «Искусство кинорежиссёра: творчество на­родною артиста СССР С. А. Герасимова» и Л. Д. Ягунковой «Сер­ки Герасимов и Тамара Макарова» — они являются ярким примером того, как многопланово можно раскрыть индивидуальный творческий процесс, режиссёрскую и актёрскую работу над уникальным лермон­товским материалом.
Изданных архивных источников не так много, и все они, в основ­ном, касаются воспоминаний, мемуаров и переписки. Практически совершенно отсутствуют публикации официальных документов, рас­крывающих историю отдельных кинопостановок, без которых доволь­но сложно создать полномасштабное и достоверное научное исследо­вание.
Воспоминания представлены ограниченным кругом лиц, значи­тельная их часть неоднократно переиздавалась. К сожалению, практи­чески отсутствуют мемуары лиц, имевших второстепенное отношение к теле- и кинопостановкам, но способных создать реальную картину момента появления сценариев и проведения самих киносъёмок. До сих пор большую ценность представляют воспоминания одного из самых ранних деятелей отечественного кино А. А. Ханжонкова (1877-1945), сценариста первого художественного фильма, созданного по мотивам произведений М. Ю. Лермонтова, — «Песня про царя Ивана Васи­льевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1909). В своей книге «Первые годы русской кинематографии» он не только рассказывает об этой киноленте, но и ещё о других фильмах, снятых в 1908-1913 гг. по произведениям писателя.
В 1976 г. Всероссийское театральное общество выпустило сборник, посвященный известному актёру театра и кино Н. Д. Мордвинову, чьи работы по произведениям М. Ю. Лермонтова давно уже стали хресто­матийными, в том числе в эту книгу вошли его дневники 1938-1966 гг., в которых можно найти ценную информацию о съёмках фильма «Маскарад». В это издание также включены аналитические статьи, раскрывающие тот непревзойдённый образ Арбенина, который смог создать Мордвинов. Спустя несколько лет его вдова, О. К. Мордви­нова, опубликовала часть дневника актёра, отражавшего работу масте­ра советской сцены над ролью Арбенина в фильме «Маскарад», пре­дисловие к нему написал сам Сергей Герасимов.
Во многом схожей по структуре оказалась книга, посвященная дру­гому дся гелю отечественного кинематографа, — кинооператору Вячес­лаву Горданову. Так же, как и Мордвинов, он участвовал в постановке «Маскарада» режиссёра С. А. Герасимова в 1941 г. В это издание была включена объемная статья киноведа Я. Бутовского, анализирующая творческий путь кинооператора, значительная часть которой раскры­вала его работу над «Маскарадом». К тому же туда вошли пятиде-сятистраничные воспоминания самого Горданова, для которого этот проект стал центральным звеном в кинокарьере.
Как правило, рецензии публиковались в газетах и журналах, их авторы в основном ставили перед собою две задачи: а) проанонсиро­вать выход новой киноленты и б) проанализировать сильные и слабые её стороны. В этом отношении очень характерна судьба кинофильма «Княжна Мери», созданного режиссёром И. М. Анненским в 1955 г.
Эта киноработа смогла воплотить только внешние атрибуты лер­монтовской эпохи. Глубокий психологизм, вложенный в образы героев романа, не был раскрыт, о чём писало большинство рецензентов. Сразу после выхода кинокартины появилось около двух десятков газетных публикаций, от Риги до Новосибирска, анализирующих эту постанов­ку И. М. Анненского. Среди их авторов имена таких прославленных отечественных литературоведов, как Л. П. Гроссман, 3. С. Паперный, В. Б. Шкловский.
Совершенно по-иному был воспринят критиками телефильм ре­жиссёра М. Шапиро «Загадка Н. Ф. И.», поставленный на киностудии
«Ленфильм» в 1959 г. по сценарию И. Андроникова и С. Владимир­ского. В его основу были положены находки и открытия, сделанные И. Л. Андрониковым в области лермонтоведения. Этот проект удач­но соединил в себе жанры документального и художественного кино и был положительно воспринят как киноведами, так и лермонтоведами не только потому, что, по сути, его главным создателем являл­ся известный учёный, но прежде всего потому, что фильм сочетал в себе документалистику и художественность. Дочь И. Л. Андроникова, М. И. Андроникова, активно занималась эстетическими задачами во­площения произведений М. Ю. Лермонтова в кино, чему посвятила несколько статей, опубликованных в специализированных изданиях.
Не менее интересны отклики зрителей на кинофильмы и телефиль­мы, созданные на основе творчества поэта и его биографии, поскольку благодаря им можно судить, насколько то или иное кинопроизведение было воспринято аудиторией. Особенно в данном контексте ценны мнения специалистов, которые в силу своих профессиональных ин­тересов каким-либо образом были связаны с М. Ю. Лермонтовым. В частности, это публикации Л. Беловой «”Из пламя и света”: по све­жим впечатлениям» и В. Бондаренко «Герои большой литературы на большом и малом экране».
Серьёзной вехой в изучении рассматриваемой проблемы явилась конференция «Лермонтов: музыка и кинематография», проведённая СПб ГБУК «МЦБС им. М. К). Лермонтова» в 2013 г., итогом которой стал опубликованный сборник её материалов. В 2016 г. библиотека продолжила эту тему, приурочив её к «Году российского кино».
Вышедший в 2014 г. сборник статей конференции 2013 г. включал целый ряд исследований, отражающих малоизученные вопросы «лер­монтовской кинематографии». Так, старшим научным сотрудником Всероссийского музея А. С. Пушкина В. А. Ласицей был подготовлен доклад «М. Ю. Лермонтов в кино: по материалам газет и журналов столетней давности», где автору довольно подробно удалось рассмо­треть отклики на фильмы по произведениям писателя в отечествен­ной периодике в 1909-1914 гг. Серьёзное исследование, посвященное первому фильму о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова, было прове­дено М. А. Коржуевым и В. В. Темяковым’. На основе уникального ар­хивного материала его участники смогли выявить целый ряд важных фактов, связанных с кинофильмом «Кавказский пленник».
Своего рода небольшим открытием стали материалы, представлен­ные в статье заслуженного артиста России, руководителя театра «Экс­перимент» В. В. Харитонова, о фильме «На смерть поэтов» (1968), запрещённого в своё время к показу. Это кинопроизведение о судьбе двух поэтов — Михаила Лермонтова и Шандора Петефи – было снято на Ленинградской студии «Телефильм». Его создателям удалось най­ти близкие точки соприкосновения в судьбах двух гениев русского и венгерского народов. Виктор Харитонов был исполнителем в телеви­зионном моноспектакле, что делало его публикацию ещё более живой и достоверной.
В конечном итоге, на сегодняшний день отсутствует многоаспект­ное исследование, раскрывающее тему «Лермонтов и кино», осно­ванное как на опубликованных, так и архивных источниках, и осу­ществлённое в рамках научной работы какого-либо компетентного государственного учреждения, занимающегося вопросами отечествен­ного и зарубежного киноискусства.
Лермонтовская тема, безусловно, и по сей день представляет нема­лый интерес для кинематографистов, работающих в жанрах художе­ственного и документального кино. Между тем, будущие постановки, посвященные жизни и творчеству русского поэта, должны основывать­ся на выверенном историческом материале, подкреплённом серьёзной доказательной базой. Кроме того, новые экранизации должны быть созданы на высоком художественном уровне. Все эти условия будут за­логом удачных кинопоисков для режиссёров, операторов, актёров, ко­торые затем станут объектами исследования кинокритиков, что, в свою очередь, во многом пополнит фонд публикаций по данной теме и даст повод к новому обзору источников по проблеме «Лермонтов и кино».

calendar1
Чтение
Проверь себя
vopros

BazaB_banner640x139

Наши партнёры

скунб


Пб


Библиотечная система


ЦБС города Ярославля


цбс

Архивы