НА ГЛАВНУЮ

Водолажская, В.  Как я любил, за что страдал [Текст] / В. Водолажская // Ставропольская  правда. – 2004. - № 70. – С. 3-4

 

Как я любил, за что страдал

Есть творцы, которых образ Лермонтова преследовал всю жизнь. «Когда я сомневаюсь, есть ли что - нибудь, кроме здешней жизни, мне стоит вспомнить Лермонтова, чтобы убедиться, что есть», - писал Дмитрий Мережковский.«…Он точно метеор, заброшенный к нам из каких - то неведомых пространств», - продолжал свою мысль автор размышлений о Лермонтове «Ночное светило». Не перечесть людей, околдованных Лермонтовым, а те из них, кто мог воплотить свой восторг и упоение его поэзией в художественной форме, сделали это. И сколько еще будет этих произведений в поэзии и прозе, музыке, живописи и скульптуре!

 

Память о Лермонтове в наших местах, на Кавказе, где поэт так часто бывал и где погиб, увековечена в разнообразных формах – это и Лермонтовский квартал, центральное место в котором занимает Домик Лермонтова, грот Лермонтова и грот Дианы, место дуэли в Пятигорске и, наконец, памятники, известные всей России, – скульптурные А. М. Опекушина в Пятигорске и Н. Ф. Санжарова в Ставрополе и на месте дуэли – работа Б. М. Микешина.

 

Ко времени создания первого в России памятника М. Ю. Лермонтову в 1889 г. его автор А. Опекушин был уже знаменит, широко известен своими работами, и в особенности памятником А. С. Пушкину в Москве. И вот уже более ста лет творение Опекушина украшает центральную часть Пятигорска.

 

Для представления объективных обстоятельств создания памятника (а они в России всегда создаются непросто!) обратимся к документам государственного архива Ставропольского края. Из них узнаем, что к открытию первого памятника М. Ю. Лермонтову в России в конце ХIХ в. шли долго. Так, восемнадцать лет собирались средства. Специально созданный комитет начиная с 15 июля 1881 года ежегодно проводил День памяти Лермонтова, организовал подписку, в результате которой были собраны необходимые деньги, поступающие со всех концов России. В начале 1883 года был объявлен Всероссийский конкурс на проект памятника. Конкурсная комиссия, в состав которой, кроме других известных людей, входили также художник И. Крамской и издатель журнала «Отечественные записки» А. Краевский, лично знавший Лермонтова, решила, что место будущему памятнику в Пятигорске.

 

Состоялось три тура конкурса. Из 15 моделей, оставшихся в третьем туре, был выбран проект А. Опекушина, удачно соединивший внешнее сходство и высокую одухотворенность. Кроме того, автор ваял фигуру с учетом окружающей природы – Лермонтов в задумчивой позе сидит на уступе скалы, и взор устремлен на снежную цепь Кавказских гор. Скульптура высотой в 2,35 метра отливалась в Санкт - Петербурге, на заводе Морана.

 

Открытие предполагалось 15 октября 1889 г., в день 75-летия М. Ю. Лермонтова, но в связи с разгаром курортного сезона решили открыть раньше, в августе, тем более что скульптура уже в июле была готова. И вот 16 августа состоялось открытие. Газета «Северный Кавказ» писала: «Это был праздник Пятигорска – все от мала до велика пришли на площадь к Лермонтовскому скверу».

 

Известно, что в торжестве принимал участие Коста Хетагуров – он читал у памятника лермонтовского «Пророка».

 

А стихи «В полдневный жар, в долине Дагестана с свинцом в груди лежал недвижим я» - вот уже почти столетие звучат у северного склона Машука, близ Пятигорска. Создав образ убитого на Кавказе русского офицера, поэт предсказал и свою судьбу. Там, где погиб Лермонтов, стоит обелиск из местного серого камня с бронзовым бюстом М. Ю. Лермонтова в овальной нише на передней грани и датами жизни поэта.

 

Вокруг него площадка, обведенная тяжелой железной цепью с каменными грифами по углам. Этот широко известный памятник на месте дуэли имеет долгую и почти драматическую историю, которая прослеживается по документам управления Кавказских Минеральных Вод.

 

Первый документ, интересующий нас, датирован 28 ноября 1906 года. Директор Кавказских Минеральных Вод обращается в Пятигорскую управу с просьбой о замене разрушающегося временного деревянного памятника постоянным. Но так как средств не нашлось, ограничились временным гипсовым бюстом на постаменте по проекту архитектора И. И. Байкова.

 

Спустя несколько лет, в связи с приближением 100-летия со дня рождения М. Ю. Лермонтова, к вопросу о новом памятнике вернулись. Горный департамент министерства торговли и промышленности выделяет необходимые деньги – 10000 рублей из казенного фонда, предназначенного для развития и благоустройства курортов. Директор управления Водами получил также согласие Б. М. Микешина (сына М. О. Микешина) на создание проекта. По договору, заключенному с управлением Кавминвод, памятник из местного светло-серого песчаника с барельефом из бронзы должен быть предъявлен к сдаче 12 июля 1914 г. Но не все получилось так. Занятый памятником в Санкт-Петербурге, Микешин не нашел времени приехать в Пятигорск и непосредственно ознакомиться со строительством – все работы выполнял его доверенный. Грянувшая в августе Первая мировая война и вовсе спутала планы.

 

Дело к тому же еще осложнилось проблемой доставки из Кисловодска в Пятигорск каменных блоков для памятника, которые по местным условиям могли быть привезены только «с помощью тачки и быков». Доверенный писал Микешину в Санкт-Петербург о том, что грунтовая дорога не выдерживает 500-пудовой тяжести, которую «не берет запряжка в 12 пар быков, и колеса вдавливаются в грунт по ступицу, а дорога при резко выраженном рельефе крайне извилиста: «Излучины дороги короче запряжки 11 - 12 пар быков».

 

Такие обстоятельства продиктовали отступление от проекта. Было решено делать пьедестал не из двух, а из четырех камней, меньших размером.

 

А еще в истории создания этого памятника имела место и длительная тяжба скульптора с управлением Кавминвод по поводу сроков сдачи работы и ее оплаты. Кроме того, управление, не ставя скульптора в известность, заключило договор с петербуржцами А. Дитрихом и В. Козловым о проектировании ограды вокруг памятника в виде столбиков и цепей между ними и каменными фигурами грифов. Эта ограда крайне не понравилась Микешину, он буквально негодовал по поводу нарушения его авторских прав.

 

И все - таки 15 июля 1915 года памятник был открыт. правда, уже шла война, и торжество организовали скромно, а Микешина на открытие вообще не пригласили.

Документы представляют события сухо, почти жестко, без хрестоматийного глянца. Но все эти невидимые миру слезы не снизили художественного значения работы. Изящная простота, чистота отделки и даже загадочные грифы вызывают у всех почитателей Лермонтова чувство благодарности к тем, кто постарался увековечить это трагическое и святое место.

 

Прошло много десятилетий, в течение которых художники не раз обращались к образу поэта. и уже в наше время еще один околдованный Лермонтовым ваятель воплотил в бронзе и граните мечту всей своей жизни. В бурные, сложные 90-е годы теперь уже прошлого века, когда, казалось, людей ничто, кроме политики, не занимает, Николай Санжаров доказал, что высокое искусство не подвластно времени и даже обстоятельствам. Он создает памятник Лермонтову в Ставрополе. В 1990 г. его проект побеждает в конкурсе, объявленном Ставропольским фондом культуры. Н. Санжаров в этой работе выступил одновременно и скульптором, и архитектором. Но лишь четыре года спустя проект осуществился.

 

Все, кто здесь бывает, невдалеке от скульптуры замечают серый камень с надписью «Памятник создан на средства жителей Ставропольского края». Как и во все времена, почитатели таланта М. Ю. Лермонтова не остались в стороне. Когда собрали достаточно средств, в короткие сроки был изготовлен монумент и установлен на постаменте. открытие состоялось 15 октября 1994 г., в день 180-летия со дня рождения поэта.

 

Комиссией Союза художников и министерства культуры РФ памятник признан одним из лучших в России. И это вполне заслуженно. Когда смотришь на творение Н. Санжарова, поражает глубина замысла и тонкость воплощения: сам Лермонтов идет по городу! По городу, где он не один раз бывал. «Выхожу один я на дорогу» - эти лермонтовские строки пульсировали в голове и руках художника при создании скульптуры. Четырехметровая фигура поэта в военном сюртуке устремлена вперед, голова поднята, руки сцеплены за спиной. Выражение глаз и всего лица в целом – одухотворенное, задумчиво-печальное. Поистине лермонтовское. В глазах читаем:

«Я не хочу, чтоб свет узнал

Мою таинственную повесть,

Как я любил, за что страдал,

Тому судья лишь Бог

                           да совесть!»

 

Течет жизнь, проходят столетия, меняются политические режимы в России, а творческая мысль, вдохновленная Лермонтовым и его словом, полным поэтической магии, продолжает свое выражение в прекрасных произведениях замечательных ваятелей, формирующих нашу национальную память.