Водолажская,
В. Как я любил, за что страдал [Текст] /
В. Водолажская // Ставропольская правда. – 2004. - № 70. – С. 3-4
Как я любил, за что страдал
Есть творцы, которых образ Лермонтова преследовал всю
жизнь. «Когда я сомневаюсь, есть ли что - нибудь, кроме здешней жизни, мне
стоит вспомнить Лермонтова, чтобы убедиться, что есть», - писал Дмитрий
Мережковский.«…Он точно метеор, заброшенный к нам из каких - то неведомых
пространств», - продолжал свою мысль автор размышлений о Лермонтове «Ночное
светило». Не перечесть людей, околдованных Лермонтовым, а те из них, кто мог
воплотить свой восторг и упоение его поэзией в художественной форме, сделали
это. И сколько еще будет этих произведений в поэзии и прозе, музыке, живописи и
скульптуре!
Память о Лермонтове в наших местах, на Кавказе, где
поэт так часто бывал и где погиб, увековечена в разнообразных формах – это и Лермонтовский квартал, центральное место в котором занимает
Домик Лермонтова, грот Лермонтова и грот Дианы, место дуэли в Пятигорске и,
наконец, памятники, известные всей России, – скульптурные А. М. Опекушина в Пятигорске и Н. Ф. Санжарова
в Ставрополе и на месте дуэли – работа Б. М. Микешина.
Ко времени создания первого в России памятника М. Ю.
Лермонтову в
Для представления объективных обстоятельств создания
памятника (а они в России всегда создаются непросто!) обратимся к документам
государственного архива Ставропольского края. Из них узнаем, что к открытию
первого памятника М. Ю. Лермонтову в России в конце ХIХ в. шли долго. Так,
восемнадцать лет собирались средства. Специально созданный комитет начиная с 15
июля 1881 года ежегодно проводил День памяти Лермонтова, организовал подписку,
в результате которой были собраны необходимые деньги, поступающие со всех
концов России. В начале 1883 года был объявлен Всероссийский конкурс на проект
памятника. Конкурсная комиссия, в состав которой, кроме других известных людей,
входили также художник И. Крамской и издатель журнала «Отечественные записки»
А. Краевский, лично знавший Лермонтова, решила, что место будущему памятнику в
Пятигорске.
Состоялось три тура конкурса. Из 15 моделей,
оставшихся в третьем туре, был выбран проект А. Опекушина,
удачно соединивший внешнее сходство и высокую одухотворенность. Кроме того,
автор ваял фигуру с учетом окружающей природы – Лермонтов в задумчивой позе
сидит на уступе скалы, и взор устремлен на снежную цепь Кавказских гор.
Скульптура высотой в
Открытие предполагалось 15 октября
Известно, что в торжестве принимал участие Коста Хетагуров – он читал у памятника лермонтовского
«Пророка».
А стихи «В полдневный жар, в долине Дагестана с
свинцом в груди лежал недвижим я» - вот уже почти столетие звучат у северного
склона Машука, близ Пятигорска. Создав образ убитого на Кавказе русского
офицера, поэт предсказал и свою судьбу. Там, где погиб Лермонтов, стоит обелиск
из местного серого камня с бронзовым бюстом М. Ю. Лермонтова в овальной нише на
передней грани и датами жизни поэта.
Вокруг него площадка, обведенная тяжелой железной
цепью с каменными грифами по углам. Этот широко известный памятник на месте
дуэли имеет долгую и почти драматическую историю, которая прослеживается по
документам управления Кавказских Минеральных Вод.
Первый документ, интересующий нас, датирован 28
ноября 1906 года. Директор Кавказских Минеральных Вод обращается в Пятигорскую
управу с просьбой о замене разрушающегося временного деревянного памятника
постоянным. Но так как средств не нашлось, ограничились временным гипсовым
бюстом на постаменте по проекту архитектора И. И. Байкова.
Спустя несколько лет, в связи с приближением
100-летия со дня рождения М. Ю. Лермонтова, к вопросу о новом памятнике
вернулись. Горный департамент министерства торговли и промышленности выделяет
необходимые деньги – 10000 рублей из казенного фонда, предназначенного для
развития и благоустройства курортов. Директор управления Водами получил также
согласие Б. М. Микешина (сына М. О. Микешина) на создание проекта. По договору,
заключенному с управлением Кавминвод, памятник из
местного светло-серого песчаника с барельефом из бронзы должен быть предъявлен
к сдаче 12 июля
Дело к тому же еще осложнилось проблемой доставки из
Кисловодска в Пятигорск каменных блоков для памятника, которые по местным
условиям могли быть привезены только «с помощью тачки и быков». Доверенный
писал Микешину в Санкт-Петербург о том, что грунтовая дорога не выдерживает
500-пудовой тяжести, которую «не берет запряжка в 12 пар быков, и колеса
вдавливаются в грунт по ступицу, а дорога при резко выраженном рельефе крайне
извилиста: «Излучины дороги короче запряжки 11 - 12 пар быков».
Такие обстоятельства продиктовали отступление от
проекта. Было решено делать пьедестал не из двух, а из четырех камней, меньших
размером.
А еще в истории создания этого памятника имела место
и длительная тяжба скульптора с управлением Кавминвод
по поводу сроков сдачи работы и ее оплаты. Кроме того, управление, не ставя
скульптора в известность, заключило договор с петербуржцами А. Дитрихом и В.
Козловым о проектировании ограды вокруг памятника в виде столбиков и цепей
между ними и каменными фигурами грифов. Эта ограда крайне не понравилась
Микешину, он буквально негодовал по поводу нарушения его авторских прав.
И все - таки 15 июля 1915 года памятник был открыт.
правда, уже шла война, и торжество организовали скромно, а Микешина на открытие
вообще не пригласили.
Документы представляют события сухо, почти жестко,
без хрестоматийного глянца. Но все эти невидимые миру слезы не снизили
художественного значения работы. Изящная простота, чистота отделки и даже
загадочные грифы вызывают у всех почитателей Лермонтова чувство благодарности к
тем, кто постарался увековечить это трагическое и святое место.
Прошло много десятилетий, в течение которых художники
не раз обращались к образу поэта. и уже в наше время еще один околдованный
Лермонтовым ваятель воплотил в бронзе и граните мечту всей своей жизни. В
бурные, сложные 90-е годы теперь уже прошлого века, когда, казалось, людей
ничто, кроме политики, не занимает, Николай Санжаров
доказал, что высокое искусство не подвластно времени и даже обстоятельствам. Он
создает памятник Лермонтову в Ставрополе. В
Все, кто здесь бывает, невдалеке от скульптуры
замечают серый камень с надписью «Памятник создан на средства жителей
Ставропольского края». Как и во все времена, почитатели таланта М. Ю.
Лермонтова не остались в стороне. Когда собрали достаточно средств, в короткие
сроки был изготовлен монумент и установлен на постаменте. открытие состоялось
15 октября
Комиссией Союза художников и министерства культуры РФ
памятник признан одним из лучших в России. И это вполне заслуженно. Когда
смотришь на творение Н. Санжарова, поражает глубина
замысла и тонкость воплощения: сам Лермонтов идет по городу! По городу, где он
не один раз бывал. «Выхожу один я на дорогу» - эти лермонтовские
строки пульсировали в голове и руках художника при создании скульптуры.
Четырехметровая фигура поэта в военном сюртуке устремлена вперед, голова
поднята, руки сцеплены за спиной. Выражение глаз и всего лица в целом –
одухотворенное, задумчиво-печальное. Поистине лермонтовское.
В глазах читаем:
«Я не хочу, чтоб свет узнал
Мою таинственную повесть,
Как я любил, за что страдал,
Тому судья лишь Бог
да совесть!»
Течет жизнь, проходят столетия, меняются политические
режимы в России, а творческая мысль, вдохновленная Лермонтовым и его словом,
полным поэтической магии, продолжает свое выражение в прекрасных произведениях
замечательных ваятелей, формирующих нашу национальную память.