Щетинина, Г. “Проблеснуть блестящим метеором…”
[Текст] / Г.Щетинина // Библиотекарь,
____ С.44 - 46
«ПРОБЛЕСНУТЬ
БЛЕСТЯЩИМ
МЕТЕОРОМ...»
С самых малых лет до старости каждого русского
сопровождают два великих имени — Пушкин и Лермонтов. Уголки нашей памяти хранят
их строки... Еще неосознанно, не зная имени поэта, его трагической судьбы, мы
слушаем и запоминаем тихий голос матери:
Спи, младенец мой
прекрасный,
Баюшки-баю, Тихо смотрит
месяц ясный
В колыбель твою. Стану
сказывать я сказки,
Песенку спою; Ты ж дремли,
закрывши глазки,
Баюшки-баю...
В
ранние школьные годы нас завораживает ритм «Бородина». И мы узнаем, что
«Казачья колыбельная песня» написана в 1838 году 24-летним Михаилом Юрьевичем
Лермонтовым, «Бородино» — годом раньше.
А соединяем для себя навечно
два светоносных поэтических имени Пушкина и Лермонтова великим стихотворением
«Смерть Поэта».
На
первом заседании всесоюзного Лермонтовского юбилейного комитета, состоявшемся
весной 1988 года, поэт Михаил Александрович Дудин назвал судьбу этого
стихотворения еще по-настоящему неоцененным мужеством — поэтическим,
гражданским. Ворвавшись в общественную и литературную жизнь грозным обвинителем
убийц Пушкина, Михаил Юрьевич имел от роду 22 года.
27
лет земной жизни и 175-летие духовного бытия в своем отечестве!
Известно,
как взыскательно готовил свой первый и единственный сборник Лермонтов: вошли
лишь две поэмы из тридцати созданных, 25 стихотворений из сотен написанных. Из
тринадцати лет творчества поэт всего три года публиковал свои произведения'. Ни
до Лермонтова, ни после не было в русской литературе первого сборника стихов
такого высочайшего уровня!
Ставшие
расхожими слова о современности классики необычайно
точны по отношению к творчеству Лермонтова. Как хотелось бы посоветовать
сегодняшним режиссерам вернуться к «Маскараду» — разве мы не увидели бы
безвременья вчерашнего дня, превратившего живые лица в маски?.. Темы творчества
Лермонтова трагически перекликаются и с нашим
недавним: это не только призыв к борьбе во имя родины и свободы, но и осуждение
бессмысленного кровопролития, пустоты жизни, раздумья о судьбе поколения…
Разве
не звучит примером для сегодняшнего поэта, художника слово Лермонтова о больном
духе и совести современника, безвольном смирении, жизни без надежд на будущее?
Разве время не показало, что такое зеркало многим давало прозрение?
В
«Отечественных записках» (т. XVIII, № 9, 30 августа 1841 года) в статье без
подписи В. Белинский сказал: «Этой жизни было суждено проблеснуть блестящим
метеором, оставить после себя длинную струю света и благоухания — и исчезнуть
во всей красе своей». Нас в конце XX столетия не оставляет ощущение потери
гения в самой яркой точке своего восхождения.
На
страницах журнала нам хотелось бы познакомить
работников библиотек,
читателей с издательской судьбой книг Лермонтова.
В
юношеском стихотворении Лермонтова есть строки:
Как
часто силой мысли в краткий час
Я
жил века и
жизнию иной...
«Иная жизнь» поэта... За
годы Советской власти издано 1108 книг Лермонтова общим тиражом 128 млн. 634
тыс. экз. на 75 языках народов СССР и зарубежных стран.
В
1981 году увидел свет труд многих десятков лермонтоведов
страны и зарубежья за все годы изучения творчества М. Ю. Лермонтова —
«Лермонтовская энциклопедия».
Наиболее
масштабная издательская акция — безлимитное издание
двухтомника «Сочинений» Лер¬монтова. Выпуск таких
изданий классиков начался с «Сочинений» А. Пушкина и имел немало противников.
Говорили, что библиотеки перенасыщены классикой, что тираж подписного издания
без ограничения не будет велик. В то же время школьные, районные библиотеки, особенно
сельской местности, имеют по одному-два
экземпляра сборников Пушкина и Лермонтова, а то и вовсе лишены их, о чем
свидетельствуют многочисленные письма читателей. А сколько Госкомитет СССР по
печати получал писем о невозможности создания личных библиотек из книг русской
классики хотя бы в объеме школьной программы!
Прогнозы
превзошли все ожидания — тираж двухтомника составил 14 млн. экз. Интересна
картина спроса на издание по регионам и республикам страны: из общего заказа
книготорговых организаций — 8 млн. экз. собраны в РСФСР (в том числе подписка
сельских жителей — через потребсоюзы — 1 млн. 700
тыс. экз.); на Украине — 2 млн. 602 тыс.; в Белоруссии — 590
тыс.; Грузии — 102 тыс.; в Киргизии и Узбекистане — по 250 тыс.; Казахстане —
около 700 тыс. экз. Это одно из ярких проявлений искренней любви народа к
поэту. Мы с гордостью видим, что интерес к его творчеству не только не
угас, но и находится на подъеме.
Выпуск двухтомника осуществляется
силами двух издательств: «Художественная литература» и «Правда». Первое
выполнило редакционную подготовку, книжная редакция «Правды» — художественное
оформление и печать на базе партийных типографий городов
Архангельска, Кемерова, Кирова. Уже до
конца текущего года
подписчики страны получат весь тираж первого тома.
Еще
один сборник вышел серии «Классики и современники»
(«Художественная литература»). Представляют
интерес книги издательства
«Русский язык» — для чтения на
английском языке с комментариями: «Стихотворения и по эмы» и «Герой
нашего времени» Тепло встречен
читателями роман Г. Гулиа «Жизнь и смерть Лермонтова» (переиздан в библиотеке
журнала «Дружба народов»). Москва Киев
порадовали новыми красочными изданиями драмы «Маскарад» и
поэмы «Мцыри» («Советская Рос сия» и «Вэсэлка»).
Значительно
расширена программа выпуска произведений Лермон-
това на языках народов СССР. Госкомитетами по печати
союзных республик совместно с республиканскими Союзами писателей составлены и
реализуются планы изданий к юбилею.
Книги Лермонтова выходят на туркменском, эстонском,
киргизском, армянском языках; кроме того, оперативно включены в план этого года
книга «Лирики» на белорусском языке («Мастацкая литература»)
и «Избранная лирика» на абхазском языке
(«Алашара»).
В Грузии ко дню рождения Лермонтова
готовились кропотливо и тщательно. В плане изданий для нас представляет интерес
сборник сочинений известного грузинского поэта и переводчика В. Гаприндашвили,
в который вошли переводы избранной лирики Лермонтова на грузинский язык («Мерани»). В Книжной палате республики, в библиотеках
организованы выставки книг поэта на грузинском языке и произведений,
рассказывающих о времени, когда Лермонтов жил в Грузии.
В Казахстане издательство «Жазушы» выпускает книгу московского прозаика Л.
Обуховой «Избранник” – о жизни и творчестве Лермонтова.
Главы из романа-этюда
публиковались в республиканском журнале «Простор» и были с интересом встречены
читателями. Книга, написанная на основе материалов, исследований о поэте, несет
в себе эмоциональное писательское восприятие истоков гения Лермонтова, его
вечно живого образного мира.
В ходе работы над юбилейными
изданиями тиражи почти всех книг пересмотрены и увеличены. Большим тиражом
вышел в издательстве «Планета» набор открыток «Лермонтов в Тамани».
Дополнительно в план
издательства «Художественная литература» включен сборник стихотворений и поэм
Лермонтова.
В соответствии с юбилейной
программой в 1989 году выйдут 23 книги Лермонтова на языках народов СССР, 8
изданий, посвященных жизни и творчеству поэта, памятным местам, связанным с его
именем.
На
их основе создан фонд произведений поэта и литературы о его жизни и творчестве
для продажи в дни проведения торжеств. Начавшись на родине поэта в Тарханах,
праздник прошел в Тамани и Краснодаре, Ставрополе и Пятигорске, в Ленинграде и
во всех союзных республиках. Завершится он в Москве.
В
публикациях к юбилею Лермонтова справедливо говорится об отсутствии новых
сборников исследований о жизни и творчестве поэта. Виновны в этом не
издательства. Безусловно, лермонтоведами проведена
огромная работа по систематизации исследований, что нашло отражение в
Лермонтовской энциклопедии. Для новых же исследований нужно, видимо, новое
поколение лермонтоведов. Думается, поэтому Пушкинский
дом включил подготовку нового Полного академического собрания сочинений
Лермонтова в план четырнадцатой пятилетки. Хотелось бы, чтобы наши писатели и
литературоведы «замахнулись» на книгу о Лермонтове в «молодогвардейской» серии
«Жизнь замечательных людей». Слово за авторами!
Очень
важно в этот юбилейный год дать читателям новые издания произведений великого
поэта. Но книги не должны стоять на полках. Пока живы стихи, жив и сам поэт.