Гроза, Н. Н. Неведомый избранник [Текст] / Н.Н. Гроза //
Культура.-2011.- С.6 -7.
Если
бы Пушкин решил отомстить за свою физическую гибель, то лучшей мести, чем
явление миру Лермонтова, невозможно было и придумать», -пишет в своей статье
«Ясновидец», посвященной 175-летию со дня рождения поэта, Лариса Васильева еще в веке ХХ-м.
Лермонтов сегодня...
Кто он для нас, «надменных потомков»:
пророк, ясновидец века ХГХ-го, мистик,
носитель гениального поэтического дара? А может, герой нашего времени? Скорее,
герой во времени или вне всякого времени. Что есть время? Время - это царствие
не материальное, оно так же незримо и неощутимо, как и мысль, полет которой и
воплощение ее в самой реальности -есть тайна.
«Я
знал одной лишь думы власть,
Одну
-
но пламенную страсть...»
-
скажет поэт скорее о самом себе.
«В
уме своем я создал мир иной,
И
образов иных существованье,
Я
цепью их связал между собой,
Я
дал им вид, но не дал им названья».
Даниил
Андреев в своей известной книге «Роза мира» связал «явление миру Лермонтова» с
законами, действующими в космическом пространстве: «Духовное
зрение, слух и глубинная память, а также дар созерцания космических панорам и
дар постижения человеческих душ», - вот чем обладал один из величайших умов века ХГХ-го.
«В
небесах торжественно и чудно!
Спит
земля в сияньи голубом...»
Эти
строки и есть космическое созерцание, ведь так описать Землю можно лишь видя ее
оттуда, из глубин Вселенной
А
вот еще не менее интересное космическое видение:
Смешались
в кучу кони, люди, любовь к поэзии Лермонтова, сразу же вспомнил эти
удивительные строки, когда впервые увидел нашу планету с борта
космического корабля.
И
залпы тысячи орудий
Слились
в протяжный вой...
Стоит
отметить, что поэт родился спустя два года после Бородинского сражения - в
1814-м. Это сражение вошло в историю как «битва двух гигантов», но
находящиеся в эпицентре этого сражения или где-то неподалеку по всем законам
физики могли слышать все что угодно: грохот, скрежет, ругань, стоны, но
только не протяжный вой всей битвы. Известно, что лермонтовское «Бородино»
явилось зерном «Войны
и мира» Льва Толстого.
А
какая высота продиктовала Лермонтову стихотворение с чувством страха и оглядки,
которое читает не одно поколение. Оно так и называется «Предсказание»:
Настанет
год, России черный год,
Когда
царей корона упадет;
Забудет
чернь к ним прежнюю любовь,
И
пища многих будет смерть и кровь...
Что
ни строка, то картина сталинской эпохи времен века ХХ-го,
кажется, краски сгущены до степени полной узнаваемости:
И
зарево окрасит волны рек,
В
тот день явится мощный человек.
И
будет все ужасно, мрачно в нем,
Как
плащ его с возвышенным челом.
Может,
поэт описывает крестьянские волнения 30-х годов века ХГХ-го?
Но мысль упорно возвращает нас в до боли знакомый век ХХ-й,
и видим мы нашу коллективизацию и железный молот репрессий, и никем не
защищенный плач и стон несчастных «врагов народа».
А уж кто таков «мощный человек» - и не
спрашивайте, каждый видит своего.
«Поэты
не рождаются случайно,
Они
летят на землю с высоты,
Неведомые нашему сознанью,
По
правилам космической игры».
Это
слова из песни легендарного Игоря Талькова, поэта и композитора,
погибшего в конце века ХХ-го. Но как же тут не вспомнить крылатые слова А.
Вознесенского: «Тираны поэтов не понимают. Когда понимают, тогда убивают». И
связующая нить размышлений ведет к словам знаменитой
ясновидящей XX века - Ванге.
Она говорила о том, что вся Земля и вся Вселенная подчиняется строго определенному
космическому ритму, нарушение которого ведет к фатальному исходу, за которое
впоследствии расплачивается не одно поколение. Предостережение пророчицы кажется
несколько туманным. Но это только на первый взгляд. А вот и магия чисел фатального
исхода двух веков - ХГХ-го и ХХ-го:
1837
год - год смерти Пушкина.
1841
год - год смерти Лермонтова.
Далее
легко отслеживается связующая нить века ХХ-го:
1937
год - пик сталинских репрессий, массовое уничтожение населения страны, в том
числе интеллектуального
потенциала.
1941
год - начало страшной войны, унесшей астрономическое число человеческих жизней,
и не только в нашей
стране...
Эта
страшная магия чисел, которая, кажется, включает где-то в глубине сознания
реквием Моцарта, и эти звуки мы не слышим, а скорее чувствуем печально и
безысходно, преклоняясь перед собственным бессилием содеянного. Содеянного не нами, но, кажется, и не без нас.
«Вот
такуж в мире повелось,
Все
в этом мире повторится:
Когда
рождается поэт -
Во
тьме рождается убийца»
-
скажет И. Тальков, может быть, нам, «надменным», в оправдание. И вот еще:
случайность это или совпадение, но день рождения великого поэта Михаила Юрьевича
приходится на 15 октября по новому стилю. Это день, который призывала особо
помнить и чтить ясновидящая Ванга.
И были на то свои особые
причины, по ее мнению.
Но
как же хочется верить, что век ХХ-й расплатился сполна с
веком ХГХ-м, и фатальный исход остановился на Второй мировой, но поэты гибли в XIX
веке,
погибали они и в ХХ-м - Игорь Тальков, Виктор Цой...
«Если
смерть Пушкина для России была великим несчастием, - пишет Даниил Андреев, то
смерть Лермонтова была уже настоящей катастрофой, и от этого удара не могло не
дрогнуть творческое лоно не только российской, но и других мегакультур».
А
вот что пишет известный лермонтовед
И.П.
Щеблыкин в своих интереснейших комментариях о поэте:
«Лермонтова можно и нужно соотносить с космическими сферами Мироздания при условии, однако,
что самого поэта будем воспринимать не как «посланца» Космоса, а как
сына Земли с ее радостями и вековыми противоречиями. Здесь само творчество
поэта не позволяет нам спорить или усомниться в вышесказанном...
«Не
обвиняй меня, Всесильный,
И
не карай меня, молю,
За
то, что мрак земли могильный
С
ее страстями я люблю...»- писал поэт.
Да,
он сын Земли. Был и будет им, как и все мы, ныне живущие, среди живых. Но и
наша Земля - это частица Космоса. «Слова поэта суть дела его». Лермонтов
«незримо проходит между нас, и сквозь нас, творит над нами и в нас», - отмечает
автор «Розы мира» Даниил Андреев. А разве не так? Он в нас, этот «неведомый
избранник», он всегда с нами, «Земли чудесный посетитель».